Крест нательный

on 10 Сентябрь 2013

Нательный крест - это образ Бога Живого, любовь к Которому мы выражаем, святыня, а не оберег или талисман для защиты от сглаза. Ношение нательного креста должно быть осознанным и являться бессловесной молитвой, путём спасения. «Христианин без креста - это воин без оружия, и враг может легко одолеть его»,- писал старец Савва. При таинстве Крещения на младенца надевается крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. 

Предубеждения

Среди часто задаваемых вопросов священнослужителям на христианских форумах встречаются такие: «Когда нужно снимать крестик и куда в нём нельзя заходить?», «Я потеряла крестик, это плохой знак?» или «Я нашёл крест – это к беде?». Всё это мифы, не имеющие под собой никаких оснований. Найденный крест необходимо взять, чтобы он не осквернялся в неположенном месте, его можно освятить в церкви и оставить себе, либо пожертвовать в храм. А суеверия относительно того, что находя потерянный крест, нельзя к нему прикасаться, так как перенимаются чужие скорби и грехи, беспочвенны, потому что только мы несем ответственность за свои поступки, слова и мысли, это не передаётся посредством предметов, с которыми мы соприкасаемся.

Крест нательныйЕсли крест потерялся, то это не сулит никаких несчастий. Следует просто приобрести новый. Лучше всего выбрать уже освящённый крест в церковной лавке, но можно и в мастерских, ювелирных салонах, магазинах, а уже потом его освятить. Для этого требуется обратиться к священнику или к кому-то из служителей храма перед богослужением, крестик будет передан за алтарь. Освящать нательный крест имеет право любой священник. Некоторые считают, что это очень быстрая процедура. На самом деле существует специально составленный Чин освящения крестов, который состоит из псалмов и молитв, затем производится окропление святой водой.

Является суеверием утверждение, будто бы в бане нужно снимать крест. Крест не принято снимать вообще, соответственно, при купании или переодевании - тоже. Поскольку металлические предметы под воздействием тепла накаляются, в древности в банях имелись деревянные кресты, надеваемые на время в парилку взамен своих.

Люди часто боятся дарить нательный крест или опасаются носить подаренный. А в прежние времена существовал чин церковного братотворения, при котором обменивались нательными крестами. По своей сути, это был способ религиозно-нравственного закрепления индивидуальной взаимопомощи. Похожий пример обмена есть и в литературе, а именно в романах Ф.М. Достоевского: князь Мышкин меняется с Рогожиным в романе «Идиот»,  Дмитрий Карамазов – с госпожой Хохлаковой в «Братьях Карамазовых», Соня Мармеладова – с Лизаветой и Раскольниковым в «Преступлениях и наказании».

При постройке церквей, некоторых домов и мостов в основание закладывали крест. Из разбившегося церковного колокола отливалось множество крестиков, пользующихся особым почитанием. Снять с себя крест или не носить вовсе в простой среде расценивалось как богоотступничество. Отсюда пошло выражение «креста на тебе нет».

Само слово «нательный», «тельный»- это нижний, исподний. Носить такой крест поверх одежды не принято, так как это является знаком принадлежности к клиру. Не допускается и ношение какого-либо другого украшения вместе с крестом или креста - в качестве украшения. Образ Пресвятой Богородицы, святого вместе с крестом носить разрешается.

Выбор нательного креста

Православные формы крестов бывают восьми-, шести- и четырёхконечными. Все они соответствуют канонам, однако первый вариант, с прямой короткой перекладиной вверху и косой подножкой внизу, наиболее традиционен для России. Средняя и большая перекладины предназначены для рук распятого Христа. Верхняя - это табличка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", по римскому обычаю указывающая вину приговорённого. Её приказал прибить к кресту Пилат. Под крестом можно увидеть череп - это голова Адама, который был похоронен на Голгофе под местом распятия. Кровь Христа омыла в его лице всё человечество от грехов и принесла спасение. С обратной стороны могут быть надписи «Спаси и сохрани», «Пресвятая Богородице, помогай нам»,  либо начало молитвы Честному Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».

Отличительной чертой креста православного является изображение живого Спасителя, простершим руки широко и прямо, ступни ног стоят рядом и прибиты каждая отдельно. Если же Его тело как бы провисает, а обе ноги прибиты одним гвоздём – этот крест, скорее всего, католический. Всё же стоит обратить внимание на то, что существовали взаимовлияния очень давно и некоторые из них стали частью уже православной традиции.

Правил относительно материалов для крестов не существует.

Часто увлекаясь внешней атрибутикой, мы забываем о сути: Спасителем является не крест как таковой, а Христос, на кресте искупивший наши грехи. И  носим крест именно потому, что веруем в Иисуса Христа, причем распятого: «и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян. 4:11-12) Есть некая закономерность: через Древо Ева согрешила, прародители из рая были изгнаны, и через Древо Христос нас спасает, а мы причащаемся тела и крови Его. Поэтому нужно носить свой крест благоговейно и получать от этого духовную пользу.