Крестный ход в Пустозерск

on 02 Июль 2015
Крестный ход в Пустозерск

Каждый год в Нарьн-Марской епархии организуется необычный Крестный ход — к месту, на котором больше пяти веков назад был основан первый русский город за Полярным кругом. В этом году Крестный ход совпал с празднованием Собора Святых северо-западных русских земель. Вел Крестный ход епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.
В Заполярье такие Крестные ходы, с путешествием по воде, принято называть походами. Этот поход, поддержанный администрацией Ненецкого автономного округа, объединил много людей самых разных интересов и профессий. Участиками были представители Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, представители органов внутренних дел, и даже прокуроры и пограничники. Всего — шестьдесят восемь человек. Часть Крестного хода проходит по воде, на катерах и лодках, которых в этом году было семнадцать.
С каждым годом Крестный ход к Пустозёрску совершает все больше и больше людей, открывших православие, познавших истину и ищущих Бога, — рассказывает епископ Иаков.
Город Пустозёрск был основан Иоанном Третьим, в 1449 году, с целью защитить северные рубежи страны. Впервые о Преображенской церкви, к месту расположения которой и идут Крестные ходы, упоминалось в 1545 году. Спустя сто сорок один год, уже в конце следующего века, вместо старого храма был построен новый, одношатровый придел которого был освящен в честь Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла. Около нового Преображенского собора выстроили двухярусную колокольню. Шесть колоколов от двух до пятидесяти пудов встречали и провожали прихожан своим перезвоном. В шестнадцатом году XIX столетия пустозёрские крестьяне решили возвести новый храм в честь Преображения Господа Иисуса Христа. И он был построен. Это был красивый храм, с богато украшенными иконами и прекрасным видом вокруг — таким описывает его исследователь Печорского края Василий Николаевич Латкин.
Историкам нашего времени Пустозёрск был известен не только как первый заполярный русский город, но и как место заключения. Сюда были сосланы булавинцы, разинцы, какое-то время содержался, и затем был казнен протопоп Аввакум, один из самых неистовых приверженцев старообрядчества.
История исчезновения Пустозёрска началась в XVII веке, после закрытия морского пути в Сибирь и запрета на торговлю местных жителей с иностранными купцами Михаилом Федоровичем Романовым. Эти меры были необходимы в связи с опасностью полной потери контроля над торговлей пушниной, доходы от которой на тот момент составляли третью часть государственной казны. Пустозёрск перестал быть значимым центром. А почти через полтора века по указу Екатерины Второй разобрана крепость, с разрешением использовать бревна как топливо. В последствии процесс упадка все ускорялся. Последняя жительница покинула Пустозёрск в 1962 году.

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0
правилами и условиями.