Солдат, умерший за Христа

on 29 Июнь 2013

Кто в наши дни может пожертвовать жизнью за Христа?

В первые века христианства мученики были столпом Церкви, ее основой – семенем Церкви. Из двенадцати апостолов, ближайших Христовых учеников, только один умер своей смертью. Позже, когда Церковь Христова перестала быть гонимой, мучеников стало гораздо меньше. В наши времена, хотя всего лишь несколько десятилетий отделяет нас от тех страшных годов, когда кровь новых христианских мучеников полилась рекою в стране советов, мученичество вновь начинает казаться невозможным. Кто будет на нас нападать, требуя отказаться от веры? Кто станет пытать и глумиться над нами, а потом совершит над нами казнь за отказ отречься от Христа? Господь, видя наше маловерие, являет нам мучеников и сейчас. Мучениками становятся обычные люди, наши современники, которые никакими особенными дарами не выделяются, или мы не замечаем этих даров.

Ярким примером современного мученика можно назвать воина Евгения Родионова, которого обезглавили чеченские бандиты 23 мая 1996 года, в день Вознесения Господня (один из важнейших христианских праздников), в селе Бамут в Чечне.

О самом Евгении известно мало: ведь он прожил всего 19 лет. Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец и мать были мебельщиками. Позднее мама Евгения Любовь Васильевна Родионова рассказывала о дне его появления на свет: «Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время». (http://www.moral.ru/Eugen.htm#Рассказ_матери).

Рос Евгений обычным тихим малышом. В год с небольшим еще не ходил, и родители испугались и решили крестить ребенка. Через месяц после крещения ребенок уверенно пошел. Незадолго перед тем, как Евгению надо было идти в первый класс, семья переехала в село Курилово Подольского района Московской области. Учился Евгений хорошо. Особенно он любил свою первую учительницу, и каждое первое сентября, будучи уже старшеклассником, обязательно дарил ей цветок. Лет в одиннадцать или в двенадцать у Евгения появился нательный крест. Он ходил с бабушкой в храм, исповедовался и причастился. В храме ему и дали нательный крест. Увидев крест на груди сына, мама возмутилась, велела снять крест, говорила, что над ним будут смеяться. Мальчик креста не снял, только вскоре поменял цепочку на веревочку. Мама несколько раз еще требовала снять крест, но Евгений не снимал его никогда: ни когда купался на речке, ни в бане, ни когда занимался в спортивной секции. Евгений закончил девять классов, потом пошел работать на мебельную фабрику. После армии он хотел пойти учиться, чтобы получить профессию. Но «после» не было. В армию Евгения призвали 25 июня 1995 года. Он попал в пограничные войска, чем очень гордился, и в письмах и телефонных звонках к родным всегда подчеркивал, что он пограничник. Учился Евгений три месяца в воинской части учебных войск в городе Озерске Калининградской области. На присягу (10 июля 1995 года) мама Евгения приехать не смогла, приехала в сентябре на несколько дней. Евгений проходил спецподготовку в воинской части, откуда ребят направляли в горячие точки страны. Любовь Васильевна Родионова вспоминает об этой встрече: «Мы поговорили с Женей. Он сказал: "Да, мам, из этой части всех посылают в горячие точки, и я написал уже рапорт, как и все другие". В части этой было четыреста человек, триста написали рапорты, что они согласны поехать в горячие точки. Мой сын был среди этих трехсот. И я сказала: "Женя, там идет война, ты даже не знаешь, насколько все серьезно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если что случится, ты ведь знаешь, мне не пережить". Он сказал: "Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен… плен - это уже как повезет". Он так и сказал. Мы с ним тогда все обговорили заранее, как будто нашими языками говорил кто-то свыше».

В ночь с 13 на 14 января 1996 года рядовой пограничной службы Евгений Родионов в составе 479-го пограничного отряда Особого назначения 3-й мотоманевренной группы улетел в командировку в Чечню. Служил Евгений ровно месяц. 13 февраля к заставе, которую охраняли четверо солдат: Родионов Евгений, Железнов Александр, Трусов Андрей, Яковлев Игорь – подъехала машина «Скорой помощи». Из нее выбежали чеченские бандиты и после сопротивления (на дороге долго была видна кровь) увезли наших солдат в плен. Сто дней ребята находились в плену.

Чеченский плен страшен. Мучают не только физически, но и нравственно, требуют пытать и убивать своих же товарищей. Потом их убили. Евгения подвергли мучительной казни – его обезглавили (В одном фильме про чеченскую войну были кадры, как чеченцы живому человеку–солдату голову отпиливали пилой).

У Евгения был выбор, он мог остаться в живых. Бандиты требовали от него снять свой нательный крест и поменять веру. Казалось бы, что в этом сложного, снял хотя бы крест, быть может, остался жить. Почему именно отказ снять крест вызвал у бандитов такую ярость, что они подвергли Евгения мучительной казни? Почему спустя несколько месяцев после убийства, бандит, убивший Евгения, вспомнил этого солдата и сказал матери мученика: «У сына был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать»? Крест Господень – это орудие христианина. «Смотри, как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче, – силу Креста, знамение сущей над демонами победы» - говорит Иоанн Златоуст. И вот с этим орудием, единственным и самым главным орудием, которое у него было, Евгений не стал расставаться.

Отдельно хочется посвятить несколько строк матери Евгения Любови Васильевне Родионовой. Через несколько дней после захвата в плен четырех солдат в Курилово пришла телеграмма о том, что ее сын самовольно покинул часть. «Эта телеграмма на всю жизнь черной полосой отрезала меня от той светлой, пусть не совсем легкой, но нормальной жизни, которую мы прожили с сыном, потому что я знала: никогда Женя не сделает этого» (Родионова Л.В. Рассказ матери.

Мама решилась на очень смелый поступок, она поехала в Чечню, где шла война, поехала в часть, где он служил, чтобы найти сына. Перед ней извинились, сын не сбежал, а попал в плен. Любовь Васильевна видела капли крови на той злосчастной заставе: ребята боролись с бандитами. Она стала искать сына сама, ей пришлось пережить все ужасы чеченской войны, даже плен. Целых девять месяцев настоящих мытарств, пока один из чеченцев согласился указать место захоронения сына за огромные деньги. Пришлось заложить квартиру, вещи, даже одежду. И ей показали это место. «Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки — одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", — я потеряла сознание» (Евгений Родионов. Сквозь ужасы чеченского плена. 07.01.2003 .

Тело Евгения было привезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами-христианами Римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носил имя Евгений. Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат. Сам Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года — ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.

«Значение этого подвига и молитвенного почитания, которое уже открывается в нашем народе, невозможно переоценить. Мученики были и будут главной любовью Церкви, ее славой и торжеством. По отношению к нашей молодежи в прославлении мученика воина Евгения видится особая милость Божия к нашему времени. Ведь большинство новомучеников XX века умирало за дело Христово, за заповедь, за верность Его служению - например, священнослужители которые отказывались сложить с себя сан, или Царь, который не отрекся от своего царского служения и был за это расстрелян.(…) Видя крайнюю степень окаменения и бесчувствия большинства нашего народа, Господь, несомненно, дает людям прикоснуться к мученичеству за имя Его, как это было у древних мучеников. Это самое откровенное знамение, рассчитанное на ничего не знающих или все забывших людей. То есть страдание - подвиг не за заповедь, не за верность порученному тебе служению, а за имя Христово, чего почти не было в XX столетии».(Беседа корреспондента радиостанции "Радонеж" Тамары Москвичевой со священником Владимиром Переслегиным, настоятелем храма Спаса Нерукотворного села Прохорово Московской области