Великий Понедельник

on 05 Апрель 2015
Великий Понедельник

После дней Великого Поста начинается Страстная седмица, которая по выражению церковного Синаксаря является самой главной частью богослужебного года. В эти дни вспоминаются предательство, страдания, распятие на Кресте и смерть нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Каждый из дней Страстной седмицы называется Великим и святым, исходя из своей значимости. Верующие люди стараются, по возможности, в эти дни находится в храме и внимательно молиться во время богослужения. Раньше в дни Страстной седмицы и Светлой Пасхальной седмицы отменялись занятия в учебных заведениях, прекращали работу некоторые учреждения, чтобы люди могли посвятить время молитве и участию в богослужении.

Первым днем Страстной седмицы является Великий Понедельник. Евангельское чтение этого дня посвящено повествованию об иссушении бесплодной смоковницы: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

Для апостолов иссушение бесплодной смоковницы Спасителем явилось своего рода проповедью, показывающей великую силу веры и молитвы — источников духовной жизни человека. Существуют толкования этого отрывка из Евангелия, согласно которым бесплодная смоковница является символическим изображением сонмища иудейского: Господь, придя на землю, не нашел в этом собрании истинного плода веры и добрых дел, а лишь одну листву — лицемерную сень Закона. Поэтому такая смоковница была проклята. Кроме того, повествование о бесплодной смоковнице относится и к каждому человеку, который не приносит плоды, достойные покаяния, предостерегая нас о скоротечности и мимолетности земной жизни.

В Великий Понедельник во время церковного богослужения вспоминается также сюжет из Ветхого Завета о предательстве целомудренного Иосифа его братьями, которые испытывали к нему чувство зависти. Продав его в Египетское рабство, братья обманули и сильно огорчили своего отца. Ветхозаветные события, описываемые в этом сюжете, являются символическим прообразом событий Нового Завета. Образ несправедливо преданного Иосифа является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, Который был также предан из зависти своими единоплеменниками, был продан Своим учеником Иудой Искариотом за тридцать сребренников. Иосиф был заключен в темный и тесный ров, а Спаситель после Своих крестных страданий и смерти был положен во гроб. Со временем Иосиф был возвеличен в Египте и удостоился стать помощником самого фараона по управлению Египетским царством, а Господь Иисус Христос после Своего унижения, страданий и смерти восстал из мертвых собственной силой. Как Иосиф воцарился над Египтом, так Спаситель воцарился над всяким грехом, победил зло и смерть. Иосиф питал пшеницею своих братьев, а Господь питает нас Небесным Хлебом — Своей Плотью во время Таинства Причащения.

Великий ПонедельникЕще один отрывок из Евангелия, читаемый в этот день в Церкви, повествует о злых виноградарях, которые жестоко избивали и убивали посланных к ним за виноградом от господина слуг и даже самого сына. Виноградари из притчи символически изображают иудеев, избивавших святых пророков и осудивших на смерть Самого Спасителя. Но этими же работниками виноградника могут быть и христиане, которые нарушают заповеди Божии своим дерзким поведением, не дают Богу плодов покаяния, молитвы и самоотверженной любви.

Богослужебные чтения и молитвословия Великого Понедельника побуждают верующих чад Церкви к духовному бодрствованию, терпеливому несению своего жизненного креста, великодушию, вере в Господа, покаянию, молитве и любви. Поэтому очень актуально звучат сейчас слова протоирея Валентина Амфитеатрова: «Господа ради оберегитесь, чтобы суета не взяла вас от храма и чтобы эта седмица страстей Христовых не была, подобно прочим седмицам, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей».

Тропарь:
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Икос Великого Понедельника:
На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный.

Ексапостиларий:
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Стихира:
Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость.