Вторник Страстной седмицы

on 06 Апрель 2015
Вторник Страстной седмицы

Каждый день Страстной седмицы насыщен глубоким смыслом и наполнен воспоминаниями, важными для всех христиан. В эти дни в храмах совершаются богослужения, которые помогают верующим людям прикоснуться к великим событиям последних дней земной жизни Спасителя и подготовиться к самому главному в христианской Церкви празднику — Пасхе. Потому очень важно посещать в эти дни храм, чтобы отрешиться от предпраздничной суеты и прочувствовать значимость событий, происходивших более двух тысяч лет в Иерусалиме и его окрестностях.

События Великого вторника
Благодаря рассказам евангелистов мы знаем достаточно много о событиях каждого дня Страстной седмицы. Святой апостол и евангелист Матфей повествует о том, что в ночь на вторник Спаситель находился в Вифании, в селении, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Утром Христос вернулся в Иерусалим, где учил в храме народ, причем проповедь эта была такой сильной и яркой, что, по словам святителя Феофана Затворника, одной ее было достаточно для того, чтобы поверить в Божественное происхождение Господа Иисуса Христа. Фарисеи, которые уже давно хотели избавиться от Него, хотели использовать эту проповедь для того, чтобы восставить либо народ, либо римские власти против Спасителя. Желая спровоцировать Его, учителя народа задают вопрос, на который, казалось бы, невозможно дать ответ, не повлекший бы за собой возмущения народа. Фарисеи спросили Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22, 16:17) При утвердительном ответе можно было обвинить Господа Иисуса Христа в том, что Он поддерживает римских захватчиков, что вызвало бы ярость у народа. При отрицании подати фарисеи могли бы говорить, что Он является мятежником, протестующим против власти кесаря. Господь повелел принести динарий, римскую монету, и указав на то, что на ней изображен кесарь, сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Слова Господа, кроме прямого ответа на вопрос фарисеев, содержали тот глубокий смысл, что светская власть не должна вмешиваться в дела Церкви, а для верующих Божественное учение должно быть превыше всего. Посрамленные таким ответом, фарисеи отошли от Христа.
Покинув Иерусалимский храм, Господь предсказал Своим ученикам судьбу этого города и самого храма. Евангелист Матфей пишет: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.» (Мф. 24, 2:3). Это предсказание исполнилось в 70 году от Рождества Христова, когда столица Иудейского царства была практически полностью стерта с лица земли римлянами.
Далее Господь начинает говорить ученикам о кончине мира и о Втором пришествии, призывая Своих учеников постоянно бодрствовать и находится в ожидании не только этих великих событий, но и быть также в каждую минуту готовыми предстать пред Богом.

Притчи Великого вторника
На литургии Преосвященных даров в этот день читаются притчи о десяти девах и о талантах. Притча о десяти девах встречается у евангелиста Матфея. В ней Господь рассказывает о том, как десять дев готовились встречать жениха со светильниками. Этот образ был близок и понятен для современников Спасителя, так как в то время на востоке существовал обычай, согласно которому жених приходил в дом невесты в сопровождении родственников и друзей. Поскольку этот приход совершался часто ночью, то подруги невесты встречали дорогого гостя со светильниками. В притче пять девушек было разумными, и они приготовили масло заранее, но пять других подруг не позаботились об этом. Когда же они пошли к торговцу за маслом, то пришел жених, и двери на брачный пир были закрыты. Господь Сам истолковывает ученикам эту притчу, говоря о том, что никому не известно время пришествия Сына Человеческого. Под маслом святые отцы понимают добродетели, о которых должна позаботиться душа христианина прежде пришествия Господа.
В притче о талантах Господь также говорит иносказательно о Своем Втором пришествии и о необходимости готовности к этому событию для каждого человека. В этой истории господин, уезжая, дает каждому своему рабу один или несколько талантов, то есть монет, с тем, чтобы они с пользой использовали эти деньги. Вернувшись, хозяин дома требует у них отчета, и каждый из рабов рассказывает, как с пользой употребил данное ему. Лишь один раб не смог приумножить доверенный ему талант, за что с позором был изгнан из дома.

Тропарь, глас 8-й:
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 2-й:
Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Молитва (Великое Повечерие, Песнь 8):
Ангели и небеса, на престоле славы седящаго и яко Бога непрестанно славимаго, благословите, пойте и превозносите его во веки.
Всяко слышала еси душе, како Христос Божественным учеником Своим провозглашаше, глаголя скончание: разумевши же Твой конец, уготовися прочее: время исхода прииде.
Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши.
Да уяснится свеща, да преизлиется сея и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый.
В субботу бегство и в зиме глаголя Учитель, седмаго бурю предгадательствует настоящаго века, в немже найдет яко зима кончина.
Яко скорость молнии преходящая, тако тогда будет страшное оное Владыки твоего пришествие, душе моя: слышала еси, готова прочее быти потщися.
Егда приидет Судия с тысящами, и тьмами ангельских чинов и сил, тогда кий страх душе моя, кий трепет, увы мне! Нагим стоящим всем.
Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.
Един Бог убо Троица, ни Отцу изступившу в сыновство, ниже Сыну пременившуся во исхождение, но свойственная, и обое Свет, Бога, Три славлю во веки.
Молитвами Боже, Богородицы, приими молитву нашу, возниспосли же милости Твоя на вся богатно, и мир Твой подаждь людем Твоим.