Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

on 04 Февраль 2016
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Празднование Собора русских новомучеников совершается в Русской Православной Церкви 7 февраля по новому стилю.

Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской
В Православной Церкви существуют праздники, называемые Соборами. В этот день часто совершается память не одного, а многих святых. Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской восходит к 1918 году, когда на Поместном Соборе патриарх Тихон положил начало поминовению всех, кто пострадал от новой безбожной власти за Христа. Со временем гонения на Церковь усилились, возросло число мучеников, и поэтому с годами появилась необходимость переосмысления событий русской истории XX века. Хотя верующие в советский период почитали новомучеников, однако празднование их Собора могло совершаться лишь тайно. Лишь в марте 1991 года по постановлению Поместного Собора было постановлено восстановить поминовение тех, кто пострадал за веру от безбожной власти.
Православная Церковь всегда ставила мученический подвиг крайне высоко, считая его высшим проявлением веры человека. С первых веков христианства святые мученики почитались столпами Церкви, пролитая кровь которых является лучшим доказательством истинности православной веры. Не случайно издавна в церковном искусстве существовала традиция изображать мучеников на колоннах, подпирающих купол храмового здания и несущих на себе всю архитектурную конструкцию. Таким образом, понятие «столп Церкви» приобретало видимый, осязательный смысл.
Большое количество мучеников возникло в Церкви в первые века христианства, когда по воле языческих императоров было казнено и замучено огромное количество верующих. Однако гонения, воздвигнутые на Русскую Церковь безбожными властями в XX веке, превзошли по своей величине и жестокости даже гонения языческих времен. Невозможно назвать точное количество принявших мученическую кончину, однако их были тысячи, причем не только из числа духовенства и монашествующих, но также и мирян.

Икона праздника
Икона праздника Собора новомучеников была написана в 2000 году. Создание этого иконописного образа является значительным явлением в современном церковном искусстве. Написанная в лучших традициях иконописи XVI века, эта икона выражает всю глубину и значение праздника для Русской Церкви. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача, поскольку число новомучеников и исповедников, пострадавших за веру и Христа в годы гонений XX века, было огромно, и изображение каждого из святых не представлялось возможным. Однако задачей любой иконы является не подробное и исторически достоверное изложение конкретных событий, но духовное осмысление происходящего. Главной мыслью образа новомучеников Российских является торжество Церкви над силами зла, а также восхваление подвига тех людей, которые не побоялись отдать свою жизнь за Христа и веру.
Композиция иконы Собора новомучеников и исповедников является достаточно сложной. Центром образа является большая церковь, напоминающая собой Храм Христа Спасителя в Москве. Выбор этого собора для фона иконы не случаен, поскольку этот храм символизирует собой историю Русской Церкви в XX веке, прошедшую путь от поругания до восстановления и прославления. Смысловым и композиционным центром иконы является крест, престол и лежащее на нем раскрытое Евангелие, на страницах которого написаны слова Господа Иисуса Христа, призывающие бояться убивающих не тело, но душу человека. В числе изображенных святых, окружающих престол, можно видеть царственных новомучеников, патриарха Тихона, архиереев и митрополитов, а также монахов и мирян.
Центральную икону окружают различные клейма, в которых изображены самые известные места мученичества: Соловецкий лагерь, Алапаевская шахта, расстрел священников в Бутове.

Тропарь, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия.Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кондак, глас 3:
Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Величание:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва:
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.