Радоница

on 21 Апрель 2015
Радоница

Дни поминовения усопших
Несколько раз в году Церковь совершает поминовение усопших родственников или усопших воинов. Такие дни поминовения, как правило, выпадают на субботу и называются родительскими субботами. Это мясопустная родительская суббота, поминовения во вторую, третью и четвертую субботу Великого поста, Троицкая, Димитриевская родительская суббота (в субботу, следующую за днем памяти святого Димитрия Солунского 25 октября), поминовение усопших воинов в годы Великой Отечественной войны 9 мая и Радоница. Мясопустная родительская суббота была учреждена для поминовения усопших, так как на этой неделе в среду и пятницу не совершается Литургия с проскомидией. В Великом посту по похожей причине есть целых три родительских субботы, ведь проскомидия на Литургии совершается в течение недели первый раз только в субботу. Суббота перед Троицей предваряет праздник Святой Троицы – день рождения Церкви: мы поминаем усопших в субботу перед этим днем, свидетельствуя о единстве Церкви небесной и земной, где пребывают и живые, и умершие. Димитриевская родительская суббота была установлена как поминовение усопших воинов, погибших в Куликовской битве, позже этот праздник стал поминовением всех умерших.


Радоница
Радоница выпадает на вторник седмицы, следующей за светлой.  С этого дня в Церкви разрешено поминовение усопших в Церкви и совершение панихиды, только по особому пасхальному чину. Со дня Святой Пасхи до Радоницы совершаются только пасхальные богослужения, поэтому сложилась традиция совершения поминовения усопших и посещения мест их погребения в этот день.


РадоницаБогословский смысл
Поминовение усопших в дни пасхального торжества проникнуто глубоким богословским смыслом. Для наших усопших родственников Воскресение Христово является еще большей радостью, чем для живых, так как они, пребывавшие в аду в глубоком отчаянии, были изведены из плена ада и имеют теперь надежду на жизнь вечную в будущем веке. Праздник Пасхи объединяет живых и умерших, так как все верующие встретятся в жизни вечной и будут пребывать вместе со Христом в Царствии Небесном. До Воскресения Господа и победы Его над смертью  и тлением смерть воспринималась как большое горе и безысходность. При погребении принято было оплакивать умершего с громкими рыданиями, прощаясь с  ним навсегда. Теперь же христиане принимают смерть лишь как переход в мир иной. Совершая молитвы, панихиду и читая псалтирь, верующие достойно провожают умершего в вечность и просят Бога послать ему навстречу ангелов, которые проводят его через мытарства и помогут найти ему вечный покой. Мы надеемся на встречу с любимыми нами людьми после всеобщего воскресения мертвых, обещанного Спасителем верующим.
Как поминать усопших
Верующие приходят в храм и молятся на Литургии о упокоении усопших родственников, затем посещают места их погребения и приветствуют умерших пасхальным приветствием «Христос воскресе!» На могилу можно принести красное яйцо как пасхальное приветствие усопшему. Можно оставить на месте погребения свечу в виде красного яйца или лампадку красного цвета. Здесь же на могилах усопших поют заупокойную литию по пасхальному чину. Священник совершает всеобщую панихиду после Литургии в храме или на кладбище, а затем обходит все кладбище с пением «Христос воскресе!», освящая его по периметру, или окропляя святой водой могилы. За священником следует хор и пономари, которые собирают пожертвования.


Языческие традиции и поверья
На Руси существовало поверье, что на Пасху усопшие родственники находятся рядом с нами и празднуют Пасху всю светлую седмицу, а после Красной горки (Фоминой недели) на Радоницу их нужно проводить в мир иной.
Глубоко укоренилась в сознании славян древняя языческая традиция совершать трапезу и танцевать на костях умерших, в связи с этим нередко на кладбище можно увидеть обильное застолье с большим количеством спиртного и даже слышать песни, хорошо, что до танцев хотя бы не доходит. Конечно, такое празднество не имеет ничего общего с православной традицией поминовения усопших и совершения молитвословий, а не трапез на их могилах. Необходимо помнить, что мы приходим на кладбище поделиться тихой пасхальной радостью с нашими усопшими родственниками, а не просто наесться и попеть песни. О том, что традиции совершения трапез на могилах усопших, у христиан нет, свидетельствует убранство кладбищ в странах Европы, где религия имеет важное значение в жизни и традициях общества. Здесь возле мест погребения можно увидеть только скамью, чтобы при необходимости присесть возле могилы, но столов здесь нет.


Тропарь:
 Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак:
 Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.


Молитва (об усопшем христианине):
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.