Неделя жен-мироносиц

on 23 Апрель 2015
Неделя жен-мироносиц

В третье воскресенье после Пасхи вспоминаются женщины, которые следовали за Иисусом Христом во время Его земного служения и первые пришли ко гробу Спасителя.

Священное Писание о женах-мироносицах
В рассказах евангелистов-синоптиков упоминаются женщины, которые служили Господу своим состоянием и иногда сопровождали Его и апостолов во время проповеди. Кроме того, из Евангельского повествования известно, что когда Иисус Христос был распят, то у Его креста стояли некоторые женщины, хотевшие быть с любимым Учителем до конца. Однако самым главным Евангельским свидетельством является рассказ о том, как эти женщины пришли рано утром ко гробу Господню с миром – благовонным маслом, которым в древности помазывали умерших. Мироносицы были обеспокоены тем, как они смогут отдать этот последний долг Учителю, потому что знали, что возле пещеры стоит стража, а вход закрыт большим камнем и опечатан, но это не остановило их. Когда же они пришли к месту погребения, то были встречены Ангелами, сообщившими им радостную весть о Воскресении Спасителя.
О приходе жен-мироносиц пишут все четыре евангелисты, однако эти рассказы имеют множество различий. Объяснить эти разночтения можно тем, что не все женщины приходили ко гробу одновременно. По-видимому, первой была святая Мария Магдалина, побывавшая там еще до рассвета и удостоившаяся встречи с Воскресшим Господом. Вслед за ней пришли святая Иоанна и другие женщины. Когда же взошло солнце, с миром пришла третья группа женщин, в числе которых были святые Мария Иаковлева и Саломия.

Кто входил в число жен-мироносиц?
Нам неизвестно точное количество женщин, приходивших с миром, однако некоторые имена упоминают евангелисты. В их числе были святые Мария Магдалина, Иоанна и Саломия. Священное Предание называет также святую Марию Клеопову и сестер Лазаря Четверодневного святых Марфу и Марию.
В Евангелии мироносицы играют почетную роль первых людей, ставших свидетелями Воскресения Христова и удостоившиеся встречи со Спасителем. Тот факт, что очевидцами и первыми проповедниками радостной для всего человечества вести становятся женщины, еще раз свидетельствует об истинности Евангельского рассказа. В иудейской и греко-латинской традиции женщина не считалась свидетелем, достойным внимания, и если бы апостолы хотели фальсифицировать историю Воскресения, то скорее написали бы о показаниях мужчин.
Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этом Евангельском сюжете, сравнивает мироносиц с апостолами и дает символическое толкование. По его словам, жены-мироносицы являются образом наших чувств и веры, которые нередко идут впереди рассудка, олицетворением которого стали сомневающиеся вначале апостолы.

Икона праздника
Не существует единой иконографии праздника, и иконописные образы, посвященные женам-мироносицам и их приходу ко гробу Спасителя крайне разнообразны. Поскольку нам неизвестно точное число женщин, пришедших с благовониями к пещере, то на иконах изображают разное количество мироносиц. Кроме того, за основу иконописцы нередко брали различные Евангельские свидетельства синоптиков, поэтому число Ангелов, встретивших женщин, на образах также различно. На тех иконописных образах, которые используют рассказ евангелиста Матфея, пишется один Ангел, отваливший камень от входа в пещеру и сидящий на нем. Однако нередко можно видеть двух Ангелов, указывающих мироносицам на пустой гроб и лежащие в нем пелены.

Народные традиции дня жен-мироносиц
Среди русских православных христиан издавна существовала традиция поздравлять в этот день всех женщин, вспоминая о подвиге тех святых жен, которые проявили истинную преданность и любовь, не побоявшись прийти ко гробу Спасителя. В некоторых областях устраивались обязательные посиделки, в которых принимали участие только женщины.

Тропарь, глас 2:
 Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.
 
Кондак, глас 2:
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

Величание:
Величаем вас / святыя мироносицы, / и чтим святую память вашу: / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
 святии Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим(имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков. Аминь.