Антипасха

on 17 Апрель 2015
Антипасха

В Православной Церкви на восьмой день по Воскресении Христовом отмечают Антипасху. Фомино воскресенье, или Антипасха, не является противопоставлением Пасхе, а становится ее продолжением. Священство облачено в праздничные красные одежды, поются пасхальные песнопения уже с новым содержанием.
В первую неделю по Пасхе Церковь вспоминает событие явления воскресшего Христа одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома. Фома не присутствовал среди апостолов во время первого явления Христа, поэтому он сказал, что, пока не увидит на руках Господа раны от гвоздей и не дотронется до них, не сможет поверить в воскресение Христа. Увидев воскресшего Христа, апостол Фома уверовал в его действительное воскресение, он увидел, что тело воскресшего Господа не призрачное, а вещественное и даже имеет следы от ран. Святой апостол Фома глубоко уверовал и стал ревностно проповедовать Евангелие и истину Воскресения множеству людей в Палестине, Эфиопии, Индии и даже дошел до Китая. Неверие апостола Фомы является промыслительным, так как, вспоминая это событие, Церковь указывает нам, что «блаженны не видевшие, но верующие». Имя апостола Фомы в связи с его неверием словам апостолов стало именем нарицательным. Мы называем «Фомой неверующим» человека, который не доверяет нашим словам и доказательствам. Вместе с тем, Евангелие и в этот раз повествует и дает нам убедиться в том, что Господь Иисус Христос действительно воскрес, что он находился в Своем настоящем, только преображенном теле. Христос принимает пищу вместе с учениками, показывает следы от ран, утверждая апостолов, а вместе вними и всех верующих, в реальности Его воскресения. Так Господь показывает, какие тела будут иметь все люди в жизни будущего века после воскресения мертвых.
Вспомним и то, что Господа во время Его земной жизни неоднократно просили совершить знамение, чтобы подтвердить истинность Его проповеди. На это Он ответил, что даже если мертвый человек воскреснет, жестокие сердцем не уверуют. И действительно, Он дал нам величайшее знамение – Воскресение Богочеловека из мертвых, но в мире по-прежнему есть множество людей, не принимающих проповедь христианства и не верящих в Бога. Вера основывается на доверии, а доверие – на любви. Полюбив всем сердцем Господа, мы сможем искренне Ему довериться и укрепляться в своей вере, соединенной с молитвой. Сегодня мы не можем увидеть воскресшего Христа глазами, но через церковные таинства и молитву можно прикоснуться к нему сердцем, и эта встреча с Богом будет не менее значимой, чем видение Его телесными очами.
В Великую Субботу в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных, затем они облачались в светлые одежды и ходили в них до восьмого дня по Воскресении Христовом. Неслучайно, что вся неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В первое воскресение после Пасхи новокрещенные снимали белые одежды в знак того, что теперь внешнее убранство снимается, а внутренний смысл крещения и христианства остается с верующими навсегда.
Число восемь, как и восьмой день, в христианстве имеет особое богословское значение. Первый день творения начинается с недели – это воскресенье, далее следуют еще пять дней творения, на седьмой день – в субботу – Господь почил от дел Своих. А восьмой день называется в христианстве днем будущего века – наступившего бесконечного Царствия Божия. Восьмой день по Воскресении Христовом сочетается в богословском смысле и в церковном богослужении с таким толкованием. Богослужение Антипасхи схоже с богослужением двунадесятых праздников: исполняются песнопения и стихословия только Цветной Триоди, не используется Минея. Такой богослужебный чин утвердился около IV века, согласно церковным источникам.
В Католической Церкви с XVII века на Антипасху утвердился обычай совершать первое причащение детей. На Руси Фомино воскресение еще называется Красной горкой. Это день,в который впервые разрешается совершать церковное благословение брака – венчание – после 9 недель подготовки к посту, Великого поста и Светлой седмицы. На Фомину неделю совершалось много венчаний, продолжались свадебные гулянья и к пасхальной радости добавлялась радость о появлении новых семей.

Тропарь, глас 7:
Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиялеси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 8:
Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключеннымбодверем яко вшелеси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: / Господь еси и Бог мой.

Молитва (апостолу Фоме):
О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог из братя в ученики Своя и дадети власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, тогда не сих ради, но наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздинныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снисхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.