Сретение Господне

on 12 Февраль 2016
Сретение Господне

Слово «сретение» на русском языке означает «встреча». Вспоминаемые события праздника Сретения Господня имеют очень глубокое значение: с одной стороны, состоялась встреча человечества с Явившимся в мир Спасителем, с другой стороны, Ветхий Завет в образе старца Симеона повстречал Новый и передал ему главенствующую роль.
История праздника описана в Священном Писании Нового Завета. В Евангельском повествовании рассказывается о том, как для исполнения Ветхозаветной традиции Пресвятая Дева Мария вместе со старцем Иосифом на сороковой день после Рождества Божественного Младенца принесла его в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу. Из возможных вариантов животных для принесения в жертву святые Иосиф и Пресвятая Богородица избрали голубиных птенцов, так как не имели большого достояния.
В храме святое семейство встретил благочестивый старец Симеон, который взял Богомладенца на руки и произнес известное молитвословие «Ныне отпущаеши» или «Песнь Симеона Богоприимца», которое и по сей день часто используется во время церковных богослужений и домашних молитв. Поскольку старец принял в свои объятия Господа Иисуса, то Церковь именует его святым Симеоном Богоприимцем.
Святому Симеону было обещано Богом, что он не умрет до того времени, пока не встретит Спасителя рода человеческого. Это случилось следующим образом: как ученый человек старец был приглашен царем Египта Птолемеем в качестве одного из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Когда он переводил место из книги пророка Исаии о том, что от Девы родится Сын, то пришел в недоумение и решил исправить «описку» на слово «Женщина». В этот момент святому угоднику явился Ангел Божий и сказал, что в Писании все указано верно и что сам старец Симеон не увидит смерти, пока эти слова не исполняться.
Старцу Симеону было более трехсот лет, когда по внушению Святого Духа он пришел в Иерусалимский Храм, где встретил Родившегося от Пресвятой Девы Марии Господа. В это время святой осознал, что сбылись слова Священного Писания, которые привели его в недоумение. В своей молитве он свидетельствует перед Богом, что увидел Спасителя всех людей, как язычников, так и израильтян.
Старец Симеон символизирует собой Ветхий Завет, который благословляет Новый и поклоняется ему в лице Господа Иисуса Христа, уступая свое место. Окончание дней земной жизни святого Симеона является символическим завершением Ветхозаветного периода. Святой Феофан Затворник выразил мысль о том, что в образе старца Симеона Ветхий Завет как неискупленное от греха человечество отходит в вечность, давая место христианству.
С момента Рождества Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф видели явления от Бога, свидетельствующие о великом предназначении Спасителя: поклонение Рожденному Богомладенцу Вифлеемских пастухов и приход волхвов с дарами. Но, несмотря на это, слова старца Симеона вызвали у них чувство удивления.
Пресвятой Деве Марии Симеон Богоприимец сказал, что Ее Сын будет причиной разногласий и споров среди людей, после которых часть людей спасется, а другая часть погибнет. Самой Богородице придется претерпеть сильную душевную боль, узнав о помышлениях людских сердец: «оружие пройдeт душу». Икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец» является яркой иллюстрацией этого пророчества.
В Иерусалимском Храме поклониться и поприветствовать Спасителя с Пресвятой Девой Марией пришла также святая Анна Пророчица, которая была благочестивой вдовой в возрасте 84 лет, постоянно соблюдавшей пост и молившейся Богу. После встречи с Богомладенцем святая Анна поспешила сообщить радостную весть о воплощении Господа всем людям.
Праздник Сретения Господня отмечается в Церкви с древних времен, напоминая о преемственности эпох Ветхого и Нового Заветов, а также о встрече души человека с Богом.

Тропарь, глас 1:
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 4:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Величание:
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм.

Молитва:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.