Преображение Господне

on 16 Август 2015
Преображение Господне

Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников и отмечается в Православной Церкви 19 августа по новому стилю.

Новый Завет о Преображении
О Преображении Господне повествуют все три евангелиста-синоптика — Матфей, Марк и Лука. Согласно евангельскому рассказу, незадолго до крестных страданий и смерти, Иисус Христос взял Своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору для того, чтобы помолиться. Там апостолы стали свидетелями Его Божественной славы, просиявшей в Его человеческой природе. Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Господом, а после ученики видели сошедшее с небес облако и слышали голос, говорящий о том, что Христос есть Сын Божий. Апостолы были поражены увиденным, их объял трепет, так что они в страхе упали на землю. Когда Иисус и Его ученики спускались с горы, то Господь запретил им рассказывать о Его Преображении до тех пор, пока Он не воскреснет.
Преображение, также как и Крещение Господа, являлось откровением всех Лиц Пресвятой Троицы: Петр, Иаков и Иоанн видели Божественную природу Иисуса Христа, а также сошествие Святого Духа в виде облака и исходящий из него голос Бога-Отца. Важный богословский смысл праздника заключается также в том, что в Преображении Господа было явлено две природы – Божественная и человеческая. Иоанн Златоуст говорил о том, что явление Моисея и Илии во время Преображения весьма символично. Один из пророков умер, а другой был вознесен на небо живым, и, таким образом, Господь показывает Своим ученикам, что Он имеет власть как над жизнью, так и над смертью.
В евангельском рассказе о Преображении не встречается упоминания о том, на какой горе произошло это событие, однако церковное предание указывает на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета. В настоящее время на этой горе находится два монастыря – православный и католический. Однако некоторые современные ученые и богословы, как, например, епископ Кассиан (Безобразов) говорят о том, что горой Преображения может являться также гора Ермон.

Иконография праздника Преображения
Преображение ГосподнеНа раннехристианских фресках и мозаиках событие Преображения часто изображалось аллегорически, что было связано с эпохой гонений на христиан, когда даже одно упоминание о Христе могло послужить поводом для казни. Часто на таких изображениях в центре располагался крест, символизирующий Христа, возле которого писали трех ягнят, взирающих на этот крест, которые напоминали об апостолах, ставших свидетелями Преображения. Первое изображение, в котором евангельское событие показывалось не аллегорически, появилось во второй половине VI века, когда по заказу императора Юстиниана Великого в Синайском монастыре была сделана большая мозаика, на которой был изображен Иисус Христос с тремя учениками на горе Фавор. Эта мозаика послужила основой для иконографии праздника. Долгое время существовали различные варианты праздничной иконы, и окончательная композиция сформировалась лишь в IX веке. Обязательным элементом иконографии Преображения являются скалы, которые имеют глубокий духовный смысл, символизируя крепкую веру и духовное восхождение верующего к Царствию Небесному. В центре композиции пишется круг, который является в иконописном искусстве символом вечности. На иконе праздника круг является как бы большим нимбом вокруг фигуры Спасителя, указывая тем самым на ту неземную славу, которая просияла в Нем в момент Преображения. Слева и справа от Христа пишут изображения Моисея и Илии, а внизу иконы – трех апостолов, павших ниц от страха.

Традиции празднования Преображения
Преображение всегда попадает на Успенский пост, однако поскольку это двунадесятый праздник, то есть относящийся к числу двенадцати главных праздников церковного года, то богослужение совершается с особенной торжественностью. Священнические облачения в этот день имеют белый цвет, напоминая тем самым нетварный свет, просиявший во время Преображения Господня. Поскольку празднование попадает всегда на конец лета, то в храм для освящения приносят плоды. В Русской Православной Церкви существовала традиция не вкушать яблок до дня Преображения, что дало празднику народное название «Яблочный Спас».

Тропарь, глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7:
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.