Введение во храм Пресвятой Богородицы

on 01 Декабрь 2015
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается в Православной Церкви 4 декабря по новому стилю. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати основных праздничных дней церковного года.

События праздника Введения
О событиях праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы сообщает церковное Предание, согласно которому мать Девы Марии, святая Анна, дала обет еще до рождения ее дочери, что посвятит ребенка на служение Богу. Это было обычной традицией в иудейском обществе, и такие девочки жили при Иерусалимском храме до своего совершеннолетия. Там они занимались изучением Священного Писания, молились и обучались различным рукоделиям. После того, как они подрастали, их отдавали замуж. В тот день, когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее в храм. Предание и апокрифические Евангелия говорят о том, что навстречу Девочке вышел священник, которым был, по всей вероятности, Захария, отец Иоанна Крестителя. Когда же родители поставили Свою Дочь на первую ступень храма, то Она сама поднялась с решительностью по высокой лестнице, чем вызвала удивление всех окружавших. Однако присутствующие при этом люди были удивлены еще больше, когда священник ввел юную Марию во Святая Святых храма, вход в которое разрешался только священнослужителям, и то раз в году. Предание говорит о том, что священник сделал это по полученному свыше указанию. С этого момента Пресвятая Богородица оставалась в Иерусалимском храме до Своего двенадцатилетия. После того, как Мария достигла этого возраста, Она не могла оставаться дальше при храме, и поскольку Ее родители к тому времени уже умерли, то Девушка была обручена со Своим дальним родственником Иосифом, находившимся в то время в преклонных летах. Таким образом, он брал на себя попечение о Девушке, которая, по иудейским обычаям, не могла жить самостоятельно.

Установление праздника
В христианской Церкви праздник Введения начал праздноваться достаточно поздно. Церковные историки относят начало почитания этого дня к VIII веку, однако точных нет данных о том, в какое время было установлено празднование Введения.
О жизни Пресвятой Богородицы сохранилось очень мало достоверных сведений, и особенно это относится к Ее ранним годам. О событиях Введения не упоминается в Священном Писании. Можно предположить, что те описания, которые даются в апокрифических Евангелиях, являются благочестивой легендой, поскольку едва ли иудеи допустили бы, чтобы в главную часть храма была введена Девочка. И тот первосвященник, который осмелился бы сделать это, мог бы поплатиться за это жизнью, а такой невероятный факт обязательно сохранился бы в исторических хрониках. Но несмотря на это, факт Введения Пресвятой Богородицы и посвящения Ее родителями на служение Богу никогда не ставился под сомнение в христианской Церкви. Этот праздник имеет глубокое богословское значение, еще раз напоминая о подвиге Божией Матери, Которая с самых ранних лет Своей жизни полностью предала Себя на служение Богу.

Иконография праздника Введения
Введение во храм Пресвятой БогородицыПоскольку праздник Введения стал отмечаться христианами достаточно поздно, то иконография этого события сформировалась не сразу. Начиная с IX века, в некоторых храмах появляются фрески, на которых изображалась Пресвятая Богородица в образе девочки, поднимающейся по ступеням храма. На верхних ступенях лестницы стоит встречающий Ее первосвященник в окружении других священников, которые склоняются перед Девой Марией. Такая композиция послужила основой для дальнейших праздничных икон и дошла до наших дней практически без изменений.

Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4:
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.

Молитва:
Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.