Покров Пресвятой Богородицы

on 11 Октябрь 2015
Покров Пресвятой Богородицы

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы совершается в Православной Церкви 14 октября по новому стилю. Поводом для празднования Покрова стал случай, который произошел в Константинополе в 910 году. В годы правления императора Льва Мудрого Византийская империя переживала нелегкий период. В это время страна страдала от частых нападений сарацинов — мусульман из Сирии, с которыми велись постоянные войны. Предание повествует о том, что однажды столица подвергалась особенно большой опасности нападения и у жителей не было никакой надежды на спасение.

История возникновения праздника
Поводом для празднования Покрова стал случай, который произошел в Константинополе в 910 году. В годы правления императора Льва Мудрого Византийская империя переживала нелегкий период. В это время страна страдала от частых нападений сарацинов — мусульман из Сирии, с которыми велись постоянные войны. Предание повествует о том, что однажды столица подвергалась особенно большой опасности нападения и у жителей не было никакой надежды на спасение.
Во Влахернском храме, расположенном возле императорского дворца, собралось множество народа, который молил Божию Матерь о заступничестве и помощи. В это время в церкви находился также юродивый Андрей, который удостоился чудного видения. Ему было явлено, как Царица Небесная, ступая по воздуху, прошла над молящимися в окружении Ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и других святых. Пресвятая Богородица молилась вместе с народом, а потом сняла с головы покрывало — мафорий — и накрыла им всех собравшихся, как бы сохраняя от всех бед и скорбей. После этого Константинополь был спасен от нападения и враг бежал от стен города.

Иконография праздника
Покров Пресвятой БогородицыХотя праздник Покрова Пресвятой Богородицы принадлежит к числу одних из самых почитаемых и любимых в Православной Церкви, но время возникновения канона иконы точно не известно. Интересно, что в византийском церковном искусстве не существовало икон, на которых изображался бы эпизод явления Божией Матери блаженному Андрею. По-видимому, за основу композиции были взяты иконы, служащие иллюстрацией к Акафисту Пресвятой Богородице.
В древнерусском искусстве икона Покрова была широко распространена и встречалась в каждом храме. Существовали различные иконографические типы, основными из которых являлись северорусский и среднерусский варианты. На образах первого типа покров над молящимися держат Ангелы, а не Пресвятая Богородица. На иконописных изображениях второго типа Божия Матерь пишется стоящей перед храмом и поднимающей плат над людьми. Внизу в центре композиции нередко изображается святой Роман Сладкопевец, который держит в руках свиток.
Почитание этого праздника на русской земле было настолько велико, что икону Покрова Пресвятой Богородицы нередко включали в ряд иконостаса с двунадесятыми праздниками.

Народные традиции празднования Покрова на Руси
Интересно, что хотя события Покрова Пресвятой Богородицы относятся к византийской истории, но в Греческой Церкви этот праздник так не отмечается, как на русских землях. На Руси же Покров всегда относился к числу самых почитаемых и радостных событий церковного года. Праздник Покрова хотя и был связан с определенными историческими событиями, но смысл и значение его гораздо глубже и важней для всех верующих, чем спасение Константинополя. Христиане всегда верили, что Божия Матерь является главной молитвенницей и заступницей за весь род человеческий, покрывает верующих и сохраняет от всяких бед. На Руси, начиная со времени принятия христианства, считалось, что Пресвятая Богородица особо хранит русскую землю, и потому не удивительно, что
Покров всегда был любим в Русской Православной Церкви. По всей стране было возведено множество храмов и монастырей, посвященных этому великому празднику.
В народных традициях особо радостная атмосфера праздника Покрова была связана с тем, что в это время кончались все сельскохозяйственные работы и крестьяне радовались урожаю, а также большей свободе. С Покрова в деревнях начинались посиделки и свадьбы.

Покров Пресвятой БогородицыТропарь, глас 4:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша. Кондак, глас 3:
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание:
Величаем Тя, /Пресвятая Дево, /и чтим Покров Твой честный, /Тя бо виде святый Андрей на воздусе, /за ны Христу молящуюся.

Молитва:
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.