Собор русских святых

on 11 Июнь 2015
Собор русских святых

Празднование Собора всех святых, в земле Русской просиявших, совершается в Русской Православной Церкви во второе воскресенье после Пятидесятницы. В 2015 году этот праздник попадает на 14 июня по новому стилю.

История установления праздника
В Православной Церкви существует ряд праздников, получивших название Собора святых. В эти дни прославляются угодники Божии, являющиеся покровителями одной страны, города или те святые, которые вместе пострадали за Христа и приняли мученическую кончину. Некоторые дни Соборов святых являются непереходящими и празднуются в какой-то определенный день. Однако ряд Соборов святых отмечается в зависимости от Пасхи и поэтому считаются переходящими праздниками.
Люди, далекие от Церкви, нередко выражают удивление, что христиане молятся святым и усматривают в этом даже нарушение заповеди о поклонении одному лишь Богу. Однако для верующего человека в этом нет никакого противоречия, поскольку поклонение святым основано на понимании того, как высоко поставлен Богом человек. Возможность для каждого единения с Богом говорит о том, как безгранично любит Творец Свое создание. Призывая к поклонению святым, Церковь учит нас почитать их как сосуды Божии, поскольку они достигли во время своей земной жизни особой близости к Господу. Для каждого верующего христианина очень важно молитвенно обращаться к святым, поскольку они, являясь людьми, прошли трудный путь ко спасению, и им известны все сложности, встречающиеся на пути каждого человека, стремящегося к Царствию Небесному. Именно поэтому они являются скорыми помощниками и ходатаями перед Богом за всех, обращающихся к ним с верой и надеждой. Для нас очень важно почитание святых и по той причине, что они являются образцом для подражания, к которому каждый верующий призван стремиться.
История установления праздника Собора русских святых восходит ко второй половине XVI века. Хотя в то время в России еще не существовало патриаршества и канонический статус Русской Православной Церкви не был урегулирован, однако число русских святых было настолько велико, что возникла необходимость установить специальный день памяти для этих угодников Божиих. По инициативе митрополита Макария начали праздновать Собор русских святых, но во время церковных реформ патриарха Никона этот праздник упразднили и лишь после Поместного собора 1917-1918 годов он был восстановлен. Именно в это время была создана служба праздника, которая используется и в настоящее время.

Собор русских святыхИконография праздника
Иконография любого праздника Собора святых имеет весьма сложную композицию и отличается от обычного образа большим количеством фигур, поскольку включает в себя множество изображений угодников Божиих и нередко даже некоторые события из их жизни.
Одним из авторов службы русским святых был святитель Афанасий Сахаров, и ему также принадлежала идея композиции праздничной иконы, которую воплотила монахиня Иулиания (Соколова), являющаяся одним из самых известных русских иконописцев XX века. Центром образа является белый храм, в центре которого изображается икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева. Церковь окружена большим количеством святых, в числе которых видны иноки, святители, юродивые и простые миряне, а также дети. По идее святителя Афанасия, композиция иконы является круговой, указывая на то, что вся Русская земля освящена христианской верой. В нижней части образа пишутся киевские святые, подвизавшиеся в пещерах Киевской Успенской лавры. Это напоминает молящимся о том, что свет Христовой веры просиял вначале в Киевской Руси. Кроме того, в композицию включены три иконы Пресвятой Богородицы, имевшие особое значение в русской истории: икона «Знамение», Казанский и Владимирский образы.

Тропарь, глас 4:
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.

Кондак, глас 6:
Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.

Величание:
Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии,/ землю Русскую добродетельми вашими озарившии / и образ спасения нам / светоявленно показавшии.

Молитва:
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.