Воздвижение Креста Господня

on 24 Сентябрь 2015
Воздвижение Креста Господня

Празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня совершается в Православной Церкви 27 сентября по новому стилю.

История обретения Креста Господня
Крест Христов является главной святыней христианства, поскольку через него было совершено Господом Иисусом Христом искупление всего человечества. Таким образом, Животворящий Крест является для верующих не только победоносным духовным оружием, но и символом любви Божией к человеку.
После распятия Богочеловека Крест был утерян на несколько веков, однако в начале IV века по инициативе святой равноапостольной царицы Елены начинаются поиски этой величайшей святыни. Прибыв в Палестину, благочестивая царица с благословения Иерусалимского епископа начала раскопки в предполагаемом месте распятия Господа, и вскоре было найдено три креста. Следовало отличить Крест Господень от тех крестов, на которых, согласно Евангелию, были распяты два разбойника. Существуют различные предания о том, как был определен Крест Господень. Согласно наиболее известному преданию, мимо места раскопок проходила погребальная процессия и, когда усопшего положили на один из крестов, то он воскрес, благодаря чему Крест получил название Животворящего. Существует предание, согласно которому Крест Господень начал цвести. Оно нашло отражение в изображении Креста с растительными узорами, весьма известном в Армянской Церкви.
Событие обретения Креста Господня в 326 году было настолько значительно для всего христианского мира, что в память об этом был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме того, в Православной Церкви существует еще несколько праздников, посвященных прославлению Креста.
После обретения Креста Господня царица Елена отвезла в Константинополь часть Животворящего Древа, гвозди, а также табличку с надписью «Иисус Назорянин, Царь Иудейский», которая, согласно евангелистам, была помещена на Кресте. Позже Животворящий Крест Господень был разделен на множество частиц, и эта святыня была разнесена по всему христианскому миру.
Все четыре евангелиста, рассказывая о распятии Господа Иисуса Христа, не сообщают никаких подробностей о самом Кресте. Однако издавна в христианской Церкви существовало множество преданий и апокрифических сказаний, повествующих о том, что Животворящий Крест был сделан из одного из райских деревьев. Целью подобных апокрифов было не прославление самого Креста, значение которого для христиан никогда не оспаривалось, но желание показать связь Ветхого и Нового Заветов.

Богослужебные особенности праздника
Воздвижение Креста Господня является единственным из двенадцати основных церковных праздников, который служит не воспоминанием какого-либо эпизода Нового Завета, но в своей основе имеет более поздние события церковной истории.
Богослужебной особенностью этого праздника является вынос креста на всенощном бдении из алтаря и положение его на аналое в середине церкви для того, чтобы верующие могли поклониться кресту. Цвет священнических облачений в этот день фиолетовый или темно-красный, что символизирует крестные страдания Спасителя, в память о которых в этот день Православной Церковью был также установлен строгий пост. В текстах богослужения есть обращения, посвященные Кресту Господню, однако следует понимать, что, поклоняясь Кресту, верующие молитвенно обращаются и почитают распятого на нем Господа Иисуса Христа.

Иконография праздника
Начало празднования Воздвижения Креста Господня относится к первой половине
IV века, а первые иконописные изображения, посвященные этому великому празднику, появились не ранее XII века. На иконе на фоне храма изображается патриарх, держащий Крест Господень. Его руки поддерживают два диакона, а справа и слева от патриарха стоят царь Константин Великий и его мать царица Елена. На некоторых иконах праздника Крест украшен цветами и зелеными ветвями.

Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Молитва:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.