Преподобный Симеон Новый Богослов

on 23 Март 2016
Преподобный Симеон Новый Богослов

Память преподобного Симеона Нового Богослова совершается в Православной Церкви 25 марта по новому стилю.

Жизнеописание святого Симеона Нового Богослова
В числе многочисленных угодников Божиих, прославляемых Православной Церковью, только три святых именуются богословами - апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Спасителя, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов.
О жизни преподобного Симеона нам известно благодаря житию, составленному его ближайшим учеником Никитой Стифатом, который являлся некоторое время келейником святого богослова. Согласно этому жизнеописанию, он родился в 949 году в городе Хрисополисе, расположенном в Малой Азии. Известно, что преподобный Симеон был родом из богатой и знатной семьи, благодаря чему получил хорошее образование, однако занятия наукой не привлекали его. В возрасте 24 лет юноша поступил в Студийский монастырь, который в то время считался одной из самых значительных и крупных обителей в Византии. Этот монастырь прославился тем, что именно там был разработан первый устав иноческой жизни, получивший название студийского и использовавшийся впоследствии на Афоне и в монастырях других стран. Этот устав отличался большой строгостью жизни иноков.
В монастыре преподобный Симеон жил под руководством старца Симеона Благоговейного, который учил его Иисусовой молитве и духовному деланию. Позже он был рукоположен в священника и назначен игуменом монастыря Маманта. Это послушание он нес 25 лет, заботясь о благоукрашении монастыря и о духовном возрастании братии. Житие святого Симеона Нового Богослова повествует о том, что строгость к иноками вверенной ему обители сочеталась в нем с добротой и мягкостью. Однако строгая дисциплина, введенная преподобным в монастыре, вызывала недовольство среди братии, и известен случай, когда однажды кто-то из иноков напал на святого, едва не убив его. В 1005 году преподобный Симеон покинул монастырь Маманта и поселился неподалеку от него, предаваясь непрестанной молитве.
Преподобный Симеон крайне почитал своего духовного наставника святого Симеона Благоговейного, видя в нем истинного угодника Божия, поэтому после смерти старца создал канон, посвященный ему, а также иконописный образ. Большинство из константинопольского духовенства отнеслось к этому с неудовольствием: святой Симеон Новый Богослов был отправлен из своей обители на побережье Босфора, где им был основан монастырь святой Марины, в котором преподобный прожил до своей смерти, последовавшей в 1022 году.

Учение и литературные труды святого Симеона Нового Богослова
Хотя за свою жизнь преподобный Симеон не написал большого количества богословских творений, однако все его писания были созданы на основе личного духовного опыта. Основная мысль святого Симеона Нового Богослова заключается в том, что целью жизни каждого христианина является личное богообщение, которое не только возможно, но и необходимо во время земного пути человека. В своих «Гимнах» преподобный Симеон в поэтических образах делится личным переживанием соприкосновения души с Богом.
Кроме того, им было написано достаточно большое количество проповедей на тему богословия и нравственности, которые он создал за время своего игуменства.

Иконописные изображения святого Симеона Нового Богослова
Существует различная иконография с изображением преподобного Симеона Нового Богослова. Нередко фигуру святого окружают лучи, которые в иконописи символизируют Святого Духа и Божественную энергию, преображающую человека. Подобное изображение святого Симеона Нового Богослова не случайно, поскольку он в своих литературных творениях предвосхитил мистическое учение исихазма, согласно которому Бог открывается ищущему Его человеку уже в земной жизни.
На иконах преподобный пишется со свитком в руках, напоминающим о его литературных трудах, оказавших огромное влияние на развитие богословской мысли в последующие века.

Тропарь, глас 3:
Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Симеоне, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О великий преподобный Симеоне, Новый Богослове! Угодниче Христов, златоусте Православныя Церкве! Велия богословския подвиги и труды твоя во славу Святыя Церкве совершил еси, исповедник твердый богообщения и лицезрения Христа уже на земли явився, светом своего боговедения верныя озаряя. На тя бо упование наше ныне возлагаем: услыши нас, грешных (имена), молящихся тебе, и преподаждь нам твое пастырское святое благословение, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши; буди нам воистину ко спасению путеводитель, приведи нас к невечернему свету Христову своим пречудным богословием, да по словеси твоему молитвенному услышим глас Владыки Христа нашего: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.