on 29 Май 2013

 

Поклонные кресты - памятники

Часовня св....
Часовня св. Федора Тирона (часовня–крест) около г. Переславля Залесского Часовня св. Федора Тирона (часовня–крест) около г. Переславля Залесского
Хотя в наибольшей степени поклонные кресты получили распространение на русском севере, они встречались и в центральной России. Так, неподалеку от города Переславля Залесского на обочине дороги путники и по сей день могут видеть изящную шатровую часовню на четырех пузатых столбах. По преданию, она была поставлена царем Михаилом Федоровичем на том месте, где стоял памятный крест, воздвигнутый будто бы Иваном Грозным на месте рождения своего младшего сына – будущего царя Федора Иоанновича. Возможно, под сводом часовни первоначально действительно находился крест, но уже к XVIII веку от него осталось только название.

Переславская часовня является своеобразной отметкой смены традиций.  На смену поклонным крестам стали приходить небольшие часовни, стоящие у перекрестков дорог или отмечающие памятные события. Возможно, это связано с тем, что к XVII веку одиноко стоящий крест стал у большинства жителей ассоциироваться с могилой.

Демидовский...
Демидовский крест на берегу р. Чусовая Демидовский крест на берегу р. Чусовая
Одним из последних поклонных крестов, поставленных уже в начале XVIII века, является Демидовский крест на берегу реки Чусовая.  Надпись на нем свидетельствует, что на этом самом месте 8 сентября 1724 года родился Никита Акинфиевич Демидов, продолжатель славного рода уральских промышленников.

Итак, традиция постепенно прервалась, но ненадолго. При сооружении в 30-е годы XIX века памятников, посвященных событиям 1812 года, был выбран проект чугунной колонны, увенчанной золотой церковной главкой с крестом. По сути это было возвращение на новом художественном уровне к идее поклонного памятного креста. Увенчанная церковной главой колонна  представляет собой часовню без здания, то есть тот же поклонный крест.

В более поздних памятниках, поставленных на полях сражений 1812 года, идея поклонного креста проявляется более отчетливо.  Вообще, на рубеже XIX – XX веков русское общество все чаще начинает обращаться к истории. Все большее распространение получает русский стиль в архитектуре, и с течением времени  здания, построенные в этом стиле, становятся все ближе к древним образцам. В качестве примера тут можно привести Федоровский собор в Царском селе или храм - памятник на Куликовом поле.

Поэтому, неудивительно, что в это время возрождается и традиция памятных крестов.  В 1908 году был поставлен памятный крест на месте убийства командующего войсками московского военного округа Великого Князя Сергея Александровича. Памятник был выдержан в древнерусских традициях и представлял собой бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображённым на нём распятым Христом. У подножья креста была надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».  Крест был уничтожен большевиками в 1918 году, но в настоящее время его копия восстановлена в московском Новоспасском монастыре.