Прощеное воскресенье

on 21 Февраль 2015
Прощеное воскресенье

Пятая подготовительная неделя перед Великим постом, неделя, когда вспоминается изгнание Адама из рая, еще называется в Православной Церкви прощеным воскресеньем. В это воскресенье читается Евангелие о том, что важнейшим смыслом жизни христианина является не стяжание временных благ, а приобретение богатства духовного. Только те, кто стремился служить Богу и пребывать с Ним во временной жизни, будут блаженны в жизни будущего века. А поглощенные телесными страстями, будут страдать от страстей и невозможности их удовлетворить. Церковь напоминает нам, что после смерти мы уже ничего изменить не сможем, поэтому в жизни временной нужно приложить все усилия, чтобы приблизиться к Господу.
Церковь в это воскресенье вспоминает самую большую трагедию в истории человечества — изгнание наших прародителей. Адама и Евы, из рая. С тех пор первым людям пришлось в поте лица добывать себе пропитание, в муках рожать детей и самое страшное – пришлось смириться с мыслью, что они умрут и истлеют, обратясь в прах. Земля стала зарастать сорными растениями, непригодными для пищи, звери стали поедать друг друга и враждебно относиться к человеку, а человек лишился возможности вкушать плоды от древа жизни — то есть, лишился бессмертия. Также Адам стал стыдиться самого Господа и уже не мог с Ним общаться так, как каждый день разговаривал с Ним в Эдемском саду. Насколько горько было Адаму сознавать это! Причиной такого жестокого наказания для них стало желание вкусить запретный плод. Этот пример из ветхозаветной истории явственно показывает нам, к чему может привести невоздержание и неумение отказать себе в телесных пожеланиях. Тем более важно это помнить перед вступлением в дни Великого поста, когда нам Церковь дает время переосмыслить ценности и научиться управлять своими телесными желаниями, ограничивая их в пользу духовных плодов.
Обычай прощаться перед Великим постом берет свои корни из далекого прошлого: египетские монахи за сорок дней до великого праздника Пасхи покидали монастырь и уходили в пустынное место для упражнения в молитве и посте в одиночестве. Перед выходом они молились все вместе и испрашивали друг у друга прощение. Некоторые монахи не возвращались в обитель: их могли растерзать дикие звери, они могли погибнуть от жажды или просто предать душу Господу в назначенный Им час, поэтому все прощались как будто навсегда. Не случайно прощение похоже по звучанию с прощанием: расставаясь и говоря «Прощай», мы будто испрашиваем прощения у человека на случай, если не придется более встретиться или если разлука будет долгой.
В прощеное воскресенье в храме служится вечерня с чином прощения, во время которого настоятель храма и клир просят прощения у всех прихожан храма, а затем сами прихожане подходят к священнику и испрашивают прощения и благословения у него на Великий пост. Во времена Древней Руси, когда были распространены традиции празднования масленицы, всю неделю посещали родственников и «прощались» с ними, прощались и с усопшими, посещая перед Великим постом их могилы. В последнее воскресение перед постом в семье каждый просит прощения у домашних, затем следуют объятия и поцелуи с умилением сердец. Теперь, в покаянном и смиренном настроении, примирившись со всеми ближними и получив благословение и прощение у священника, с чистым сердцем мы вступаем во время Великого поста: время покаяния, усердной молитвы и совершения телесных подвигов. Все эти подвиги нам предстоит совершить, чтобы очистить душу от греховных помышлений, а тело от страстных искушений и с чистым сердцем встретить великий праздник Воскресения Христова — Святую Пасху.

Молитвы (стихиры Триоди Постной):
Созда́тель мой Госпо́дь,/ персть от земли́ прие́м мя,/ живоно́сным дунове́нием вдуши́в оживи́,/ и почте́ на земли́ нача́льствующа ви́димыми все́ми,/ и а́нгелом купножи́теля./ Сатана́ же льсти́вый,/ сосу́д зми́я употреби́в, сне́дию прельсти́,/ и Бо́жия сла́вы разлучи́,/ и преиспо́днейшей сме́рти предаде́ в зе́млю,/ но я́ко Влады́ка и Благоутро́бен,// па́ки воззови́. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго. Оде́жды боготка́нныя совлеко́хся окая́нный,/ Твое́ Боже́ственное повеле́ние преслу́шав Го́споди, сове́том врага́,/ и смоко́вным ли́ствием, и ко́жными ри́зами ны́не облеко́хся:/ по́том бо осужде́н бых хлеб тру́дный сне́сти:/ те́рние же и волче́ц мне принести́,/ земля́ проклята́ бысть./ Но в после́дняя ле́та воплоти́выйся от Де́вы,// воззва́в мя введи́ па́ки в рай. Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Раю́ всечестны́й, красне́йшая добро́то,/ богозда́нное селе́ние,/ весе́лие неконча́емое и наслажде́ние,/ сла́во пра́ведных, проро́ков красото́,/ и святы́х жили́ще,/ шу́мом ли́ствий твои́х Соде́теля всех моли́,/ врата́ отве́рсти ми, я́же преступле́нием затвори́х,/ и сподо́битися дре́ва живо́тнаго прия́ти, и ра́дости,// ея́же пре́жде в тебе́ наслади́хся. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Ада́м изгна́н бысть из рая́ преслуша́нием,/ и сла́дости изве́ржен, же́нскими глаго́лы прельще́нный,/ и наг седи́т, села́, увы́ мне, пря́мо рыда́я./ Те́мже потщи́мся вси вре́мя подъя́ти поста́,/ послу́шающе Ева́нгельских преда́ний:/ да си́ми благоуго́дни бы́вше Христу́,// рая́ жили́ще па́ки восприи́мем. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. [глас 6]: Се́де Ада́м пря́мо рая́,/ и свою́ наготу́ рыда́я пла́каше:/ увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу/ и окра́дену и сла́вы удале́ну!/ Увы́ мне, простото́ю на́гу, ны́не же недоуме́нну!/ Но о раю́, ктому́ твоея́ сла́дости не наслажду́ся:/ ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля:/ в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых./ Ми́лостиве ще́дрый, вопию́ Ти:// поми́луй мя па́дшаго. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. [Догматик, глас 3]: Ка́ко не диви́мся/ Богому́жному Рождеству́ Твоему́, Пречестна́я?/ Искуше́ния бо му́жескаго не прие́мши, Всенепоро́чная,/ родила́ бо еси́ без Отца́ Сы́на пло́тию./ Пре́жде век от Отца́ рожде́ннаго без ма́тере,/ ника́коже претерпе́вшаго измене́ния,/ или́ смеше́ния, или́ разделе́ния,/ но обою́ существу́ сво́йство це́ло сохра́ншаго./ Те́мже, Ма́ти Де́во Влады́чице,/ Того́ моли́ спасти́ся душа́м,// правосла́вно Богоро́дицу испове́дающих Тя.