Торжество Православия

on 23 Февраль 2015
Торжество Православия

Торжество Православия — именно так называется праздник, ознаменовавший собой завершение эпохи Семи Вселенских Соборов и утверждения всех канонов православной веры, установленных на этих Соборах. В первую неделю Великого Поста в 842 году состоялось окончательное восстановление почитания святых икон в Константинополе, с этих пор и совершается чин Торжества Православия в православных церквях во всем мире.

История праздника
Исторически праздник Торжества Православия был установлен после Поместного Константинопольского Собора 842 г., проходившего при императрице Феодоре, вдове последнего императора-иконоборца Феофила. Поместный Собор постановил почитать святые иконы и располагать их дома и в церкви, совершать перед ними молитвы, воздавая славу, но не так, как Богу, а поклоняясь образу, представлять Первообраз.
Иконоборчество было тяжелым испытанием для Православной Церкви Византии. Возникла эта ересь в связи с желанием императора Льва Исаврянина оградить Константинополь от нашествий арабов и изданием указа, запрещающего поклонение святым иконам. Лев Исаврянин хотел расположить к себе арабов, а так как им было противно иконопочитание, они поставили одним из условий заключения мира с Византией отмену почитания икон. Император, грубо вмешавшись в канонические основы веры, положил начало движению иконоборчества, из-за которого погибло и пострадало множество православных иерархов, проповедников, церковных писателей, в том числе и преподобный Иоанн Дамаскин.. Не прекращались гонения и при императорах Константине Копрониме и Льве IV Хазаре. Тем не менее, после смерти мужа, императрица Ирина, супруга Льва, собрала в Никее Вселенский Собор в 787 году. Этот Собор утвердил иконопочитание. После Собора при Льве Армянине и Феофиле продолжались гонения на почитающих святые иконы, окончательно утверждено или подтверждено иконопочитание было уже на Константинопольском Соборе 842 года.

Богослужебный чин Торжества Православия
В неделю Торжества Православия на богослужении звучат молитвословия, прославляющие святые иконы. После Литургии совершается особое молебное пение — богослужебный чин. Чин состоит из молитвословий и возглашений «Вечная память» отцам семи Вселенских Соборов и «Анафема» всем ересям, имевшим место в истории Православия и осужденным Вселенскими Соборами. Богослужебный чин формировался медленно и постепенно, в Византийской Церкви его окончательное формирование относится только к XIV веку.
В Русской Церкви чин Торжества Православия впервые появился в богослужебном Уставе при Феодосии Киево-Печерском в XI веке, а в Москве первое печатное издание чина появилось лишь в 1656 году при патриархе Никоне. При анафематствовании упоминалось несколько тысяч имен государственных преступников и людей, признанных еретиками. Позже имена из последования были убраны, в чине Торжества Православия, напечатанном в 1917 году, остались только двенадцать общих анафематствований ересей без имен.

Богословское значение праздника
Торжество ПравославияВ 842 году праздник Торжества Православия был праздником восстановления иконопочитания, но в контексте церковной истории, Никейский Собор, опровергший ересь иконоборчества, и
подтвердивший его Константинопольский Поместный собор стали последними Соборами, знаменующими окончание целой эпохи в жизни Церкви — эпохи формирования догматов вероучения. Поэтому яркое название «Торжество Православия» выражает то значение, которое имеет праздник для Церкви сегодня. Мы вспоминаем все Соборы, которые состоялись в Церкви, анафематствуем все ереси, которым был произнесен приговор на Соборах, и возглашаем «Вечную память» святым отцам Семи Вселенских Соборов, потрудившихся над утверждением истин православной веры.
Восстановление иконопочитания имело огромное богословское значение в жизни Церкви. В церковных песнопениях говорится, что, поклоняясь святым иконам, мы православно почитаем Пресвятую Троицу, Воплощенного Христа, Пресвятую Деву Богородицу, Ангелов и всех святых Церкви Христовой.

Тропарь, глас 2:
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 6:
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Молитва (Подобны из Постной Триоди на Великой вечерне):
Тя непостижимаго, прежде денницы безначально из Невещественнаго возсиявшаго, безплотнаго же чрева Родителева, пророцы Господи, Твоим Духом вдохновени, прорекоша Отроча быти, из Неискусобрачныя воплощаема, человеком совокупляема, и сущими на земли зрима: имиже яко щедрый просвещения сподоби Твоего, воспевающих неизреченное, и честное Твое Воскресение.
Словом Тя проповедавшии богоглаголивии пророцы, и делы почетшии, безконечную жизнь приплодиша: твари бо Владыко, паче Тебе Содетеля, служити не претерпевше, мира всего евангельски отвратишася, и сообразни быша страсти Твоей, юже провозвестиша: ихже молитвами, сподоби непорочно прейти воздержания поприще, едине Многомилостиве.
Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя Владыко воплощься, изволил еси описоватися: плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси. Темже вид Твой образования описующии любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми, и исцелений благодать почерпаем из него, апостольским последующе Божественным преданием.
Пречестное украшение Христова Церковь, честных прият и святых икон, Спаса Христа и Богоматере, и всех святых светлейшее возставление, имже просвещается, и красуется благодатию, и сонмище отлагает еретическое изгонящи: и радующися славит человеколюбца Бога, ея ради претерпевша страсти вольныя.
Благодать возсия истины, прообразумая древле сеновно, ныне явленно скончася: се бо Церковь воплощенным образом Христовым, яко прекрасною утварию облачится, скинии свидения образ пронаписующи, и православную веру содержащи: да егоже почитаем, сего и образ держаще, непрельщаемся, да облекутся в студ сице неверующии: нам бо слава зрак Воплотившагося благочестно покланяемый, не боготворимый. Той облобызающе вернии возопиим: Боже, спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое.