Собор Владимирских святых

on 04 Июль 2015
Собор Владимирских святых

Празднование Собора Владимирских святых совершается в Русской Православной Церкви 6 июля по новому стилю.

История установления праздника
Владимиро-Суздальская епархия является одной из самых старейших в Русской Православной Церкви. Христианизация этих земель началась вскоре после Крещения Руси, и древние захоронения, которые находят археологи, свидетельствуют о том, что славяне в тех краях погребали умерших по христианскому обычаю уже в 990 годы. Однако кафедра во Владимире возникла несколько позже, в 1214 году, и первым епископом стал святитель Симон, приглашенный владимирским князем из Киево-Печерской Лавры. Владимирская епархия считалась одной из самых крупных и значительных на русской земле: в ней было построено множество церквей и монастырей, а кафедральный Успенский собор во Владимире долгое время считался главным храмом на Руси, так как в нем венчались на княжение не только владимирские, но также и московские князья. Он был украшен фресками святого Андрея Рублева, которые сохранились до наших дней. После возвышения Москвы главным храмом стал считаться Успенский собор московского Кремля, построенный по образцу собора во Владимире, что подчеркивало особую преемственность между этими древними городами.
Число угодников Божиих, подвизавшихся на владимирской земле, было очень велико, однако специальный день памяти в честь Владимирских святых установили не так давно. В 1982 году архиепископ Серапион (Фадеев) предложил совершать празднование Собора Владимирских святых 6 июля по новому стилю (23 июня по старому стилю). Эта дата была выбрана не случайно, так как в этот день почитается главная святыня епархии – Владимирская икона Божией Матери, а также вспоминается чудесное освобождение Москвы в 1480 году по молитвам перед этим чудотворным образом. Патриарх Пимен одобрил эту инициативу и в том же 1982 году стал праздноваться Собор Владимирских святых.

Святые, поминаемые в день Собора
В число Собора входит более семидесяти угодников Божиих, среди которых есть мученики, преподобные, святители, благоверные князья, а также юродивые. Самыми известными святыми, связанными с владимирской землей, являются преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, святой Илья Муромец, святитель Митрофан Воронежский, святитель Иона Московский, святая праведна Иулиания Лазаревская, святая Евфросиния Суздальская и многие другие. Хотя жизнь не всех этих святых протекала во Владимире и окрестных городах, однако многие из них родились на владимирской земле и поэтому также почитаются в этот день. Кроме древних святых, в число Собора входит один священноисповедник, засвидетельствовавший истину веры Христовой в годы безбожных гонений XX века. Это святитель Афанасий (Ковровский), который занимал Владимирскую кафедру в течение двух лет. Пройдя многолетний исповеднический путь в лагерях, он вернулся во Владимирскую область, где и скончался в поселке Петушки.

Икона Собора Владимирских святых
Образ Собора Владимирских святых обычен для праздничных икон такого типа. В центре изображается большой белый храм, напоминающий по своим очертаниям Успенский собор Владимира, о чем говорит также расположенная сверху икона Успения Божией Матери. Этот праздник был всегда особо почитаем и любим на Руси, и в честь этого дня освящались многие храмы и обители. Кроме того, жители Владимира издавна считали, что Божия Матерь особо хранит их город, о чем свидетельствовали многочисленные чудеса и избавления от бед, происходившие по молитвам перед Владимирской иконой. Изображение храма на иконах Собора святых напоминает верующим о связи Церкви земной и небесной, а также о помощи и заступничестве угодников Божиих за христиан, обращающихся к ним с молитвой.

Тропарь, глас 4:
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град/ и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют,/ память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых,/ в подвизех Православный веры издревле во уделе сем Богу угодивших,/ и к ним с любовию вопиют:/ о предивнии Христу Богу молитвенницы,/ венцы пресветлыми от Него увенчанныя,/ мир и благоденствие отечеству вашему испросите/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.

Величание:
Величаем вас, / вси святии земли Владимирския, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
О Небеснаго Иерусалима граждане, вси святии, подвиги веры и благочестия и многими чудесы во Владимирстей земли просиявшии! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси пребываете, мы же на земли низу, удалени суще от вас не толико местом, елико грехми и беззаконии нашими, но к вам, яко нам сродным, прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руко­водствуйте нами, многогреш­ными. Свойственно бо вам есть, святии, милосердие и человеколюбие: на земли живуще, не о своем токмо спасении бысть вам попечение, но и о всех, к вам приходящих. Наставления бо ваша быша трость книж­ника скорописца, на сердцах христоименитых людей глаголы жизни начертавающаго. Не телесныя токмо врачевали есте болезни, но паче душевных врачи изящнейшии явилися есте, и все житие ваше бысть зерцало всякия добродетели. Предстояще днесь Престолу Света неприступнаго, в нем зрите вся наша нужды и прошения. Вы вкупе со святыми Ангелы, о едином грешнице кающемся радующи­мися, водворяетеся и дерзновение многое к Человеколюбцу Богу имате, не престаните убо о нас вопиюще ко Господу, испросите предстатель­ством вашим у Всемилостиваго Отца нашего Небеснаго мир Церкви Его Святей, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, в делех благих утверж­дение и благословение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь, не посра­мите нас, с верою и любовию к вам притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго достославнаго лика ходатаев, но вы, подражатели человеколюбия Божия бывше, сотворите нас достойны чрез обращение от злых дел ко благому житию. Вся Богом просвещенная Россия, пре­славными чудесы вашими исполненная и милостьми облагодетель­ст­вованная, исповедует вас быти своих покровителей и заступников. Явите нам древния милости ваша, имиже отцем нашим во благое вспомоществовали есте, и не отринете нас, чад их, стопами их к вам, святии, шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуете, паче же и нетленными мощми вашими с нами есте. Сия бо, яко сокровище безценное, вручи нам иже чудес Бог. Предстояще им, вам, яко живым сущим, припадаем и молимся, приимите моления наша и вознесите я на жертвенник милосердия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждах наших помощь. Паству же вашу духовную не престаните управляти жезлом духовныя мудрости: подвизающимся помозите, разслабленныя возставите, споспешите нам иго Христово нести во благодушии и терпении, и всех нас управите в мире и покаянии скончати житие наше и преселитися со упованнем во блаженная недра Авраамова, идеже вы радостно по трудех и подвизех ныне почиваете, прославляюще со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Утешителя Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.