Святая блаженная Ксения Петербургская

on 04 Февраль 2016
Святая блаженная Ксения Петербургская

Память святой Ксении Петербургской совершается в Русской Православной Церкви 6 февраля по новому стилю.

Святая Ксения Петербургская и явление юродства
В христианстве особое место занимают святые, которые прославляются Церковью как юродивые. Древнеславянское слово «юрод» означало безумного человека, однако с Крещением Руси это понятие приобрело новый оттенок. Так стали называть людей, которые сознательно отвергались от мирских ценностей ради Христа, принимая тем самым на себя добровольно поношения и оскорбления. Феномен юродства встречался уже в Ветхозаветные времена, и первыми блаженными можно считать пророков Исаию, Иезекииля и Осию, которые своими, на первый взгляд, безумными поступками указывали на грехи и заблуждения израильского народа. В Новозаветную эпоху юродство не потеряло своего значения, и этот вид подвижничества прославлялся уже апостолом Павлом, говорившим о том, что мудрость сего мира является безумием перед Богом. Однако именно Русская Православная Церковь дала большее количество юродивых, что позволяет говорить об этом явлении духовной жизни как о неотъемлемой части русской культуры. Русский человек всегда преклонялся перед подвигом блаженных, относясь к ним с великим почитанием и пытаясь увидеть за внешним безумным поведением глубокий духовный смысл.
Среди тридцати шести русских блаженных и юродивых особой любовью пользуется святая Ксения Петербургская. Подробных сведений о ее жизни не сохранилось, и нам известно лишь, что она родилась в конце XVIII века в Санкт-Петербурге и вышла замуж достаточно рано, однако когда ей было всего 26 лет, ее горячо любимый муж умер. Молодая вдова раздала все свое имущество и начала нести тяжелый крест юродства. Она носила одежду своего мужа Андрея и откликалась лишь на его имя, говоря, что Ксения умерла, а он жив. Поскольку свой дом Ксения подарила одной знакомой, то осталась сама без крова и проводила свою жизнь, скитаясь по улицам столичного города. Сначала вид странной женщины в мужском наряде вызывал насмешки и даже издевательства жителей, однако со временем петербуржцы привыкли к блаженной. Вскоре стало известно, что Ксения проводила всю ночь в молитве или в совершении различных подвигов. Например, она тайком таскала кирпичи на вершину строящейся церкви, что вызывало вначале недоумение строителей, которые не могли понять, кто им помогает. Вскоре Ксения начала пользоваться большим почитанием у людей, каждый стремился дать ей милостыню, помочь одеждой и накормить. Прислушиваясь к странным словам блаженной, люди нередко убеждались в прозорливости святой Ксении, которая не только видела сердце человека, но и способна была предсказать ожидающее его будущее. Все это привело к тому, что юродивая Ксения Петербургская стала почитаться как святая уже при жизни. Скончалась блаженная в возрасте семидесяти лет и была погребена на Смоленском кладбище в Петербурге. Хотя ее причисление к лику святых состоялось лишь в 1988 году, однако верующие всегда почитали блаженную Ксению Петербургскую. Ее могила стала местом паломничества для православных людей, начиная с самой смерти святой. В построенной возле места погребения блаженной часовне многие поколения христиан возносили к святой молитвы, и она неизменно помогала и помогает обращающимся к ней.

Иконы святой Ксении Петербургской
В Православной Церкви нет определенной иконографии блаженных и юродивых. Однако существует традиция изображать этих святых в ветхих одеждах, как полностью отказавшихся от всяких житейских благ. Часто фоном для иконописного изображения служит тот город или обитель, где жил святой. На иконах блаженная Ксения пишется старой женщиной в платке, в зеленой кофте и красной юбке, поскольку известно, что святая носила одежду своего мужа, бывшего военным, а эти цвета имела военная форма тех лет. Часто на иконе святая опирается левой рукой на палку, что указывает на преклонный возраст, в котором почила святая Ксения. Фоном для изображения святой является либо часовня на Смоленском кладбище, либо Смоленская церковь в Санкт-Петербурге, поскольку известно, что блаженная Ксения участвовала в ее строительстве, принося ночью кирпичи.

Тропарь, глас 7:
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3:
Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Величание:
Величаем тя, святая блаженная мати наша Ксение, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

Молитва:
О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.