Сорок мучеников Севастийских

on 20 Март 2016
Сорок мучеников Севастийских

Память сорока мучеников Севастийских совершается в Православной Церкви два раза в год: 22 марта и 22 августа по новому стилю.

Предание о сорока Севастийских мучениках
Самым древним источником, из которого мы узнаем о подвиге сорока Севастийских мучеников, является житие, составленное святым Василием Великим, спустя полвека после этого события.
К сорока Севастийским мученикам относятся воины, которые пострадали за Христа в 322 году во время правления императора Лициния. Это событие произошло в городе Севастии на территории современной Турции.
Житие повествует о том, что сорок воинов-христиан из Каппадокии, входившие в состав римской армии, были направлены в город Севастию. Военачальник Агрикола, узнав, что его подчиненные исповедуют христианскую веру, потребовал от них отречения и принесения жертвы богам. Однако воины отказались сделать это, и тогда по повелению военачальника они были поставлены в ледяное озеро, причем на берегу сделали горячую баню, чтобы усилить мучения сорока праведников и вынудить их отречься от Христа. Однако все мужественные христиане терпели холод, и лишь один не выдержал и вышел из озера, чтобы согреться в бане, однако не успел войти туда, как скончался. Некий язычник по имени Аглай, видя мучение и глубокую веру Севастийских мучеников, заявил о своем желании стать христианином и сам зашел в ледяную воду озера, чтобы разделить с воинами их мученический венец.
По преданию, пытка холодом длилась всю ночь, и когда под утро военачальник Агрикола увидел, что все сорок мучеников живы и не желают отрекаться, то повелел казнить их, а тела святых сжечь, чтобы христиане не смогли предать их земле.
День памяти сорока Севастийских мучеников очень почитается в Православной Церкви, и поскольку их подвиг вспоминается во время Великого поста, то в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров, а сам пост ослабляется.

Иконописные изображения Севастийских мучеников
В византийском искусстве сюжет с изображением подвига сорока Севастийских мучеников был широко распространен. На иконах, посвященных этому событию, святых воинов изображали в момент их страданий в ледяном озере. Одним из самых старинных и известных из дошедших до нас изображений является вырезанная на слоновой кости икона, созданная в Константинополе в X веке и послужившая образцом для дальнейшей иконографии сорока Севастийских мучеников. На более поздних фресках и иконописных изображениях преобладает красный цвет, который в иконописи является цветом мученичества, как символа пролитой крови. На некоторых образах, посвященных Севастийским мученикам, можно видеть изображение Господа Иисуса Христа, Который благословляет воинов, стоящих в озере.

День Севастийских мучеников в народной традиции
На Руси день памяти сорока Севастийских мучеников пользовался особенной любовью и имел различные обряды и традиции. Считалось, что именно в этот день завершается зима, из теплых стран прилетают жаворонки и приносят с собой весну и тепло. Поэтому существовал обычай печь небольшие лепешки из кислого теста в виде птиц, причем в этом занятии обязательно принимали участие и дети. Когда съедали лепешку, то оставляли головку птички, и скармливали ее домашней скотине. В народном календаре было также большое количество примет, связанных с этим днем. Считалось, что если в день сорока Севастийских мучеников выпадет снег, то и Светлая Седмица будет холодной. Ранний прилет жаворонков означал раннюю весну, а у того хозяина, на крыше дома которого ласточка свила гнездо, будет хороший урожай.
Однако многие исследователи народного творчества говорят о том, что этот праздник во многом был связан с языческими пережитками, что нашло свое отражение в фольклоре.

Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

Кондак, глас 6:
Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Величание:
Величаем вас, святии мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва:
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.