Святой благоверный Феодор Смоленский

on 01 Октябрь 2015
Святой благоверный Феодор Смоленский

Память святого Феодора Смоленского празднуется в Русской Православной Церкви 18 марта и 2 октября по новому стилю. Кроме того, он поминается 5 июня в день Ростовских святых.

Жизнеописание святого Феодора
Феодор Ростиславович был князем Ярославским, Можайским и Смоленским. Он родился около 1240 года в семье правителя Смоленска, князя Ростислава Мстиславовича. После женитьбы с ярославской княжной Феодор переселяется в Ярославль. От этого брака родилось несколько дочерей и сын, который умер в младенчестве.
По обычаю того времени, князь должен был посетить Золотую Орду, где его увидела и полюбила дочь хана. После смерти жены Феодора, которая последовала вскоре после его возвращения в родной город, князь женился на дочери хана, которая приняла Крещение с именем Анна. Летописцы упоминают о том, что в честь бракосочетания Феодор получил от хана в дар тридцать шесть городов. Хотя это число едва ли соответствует действительности, но можно предположить, что благодаря женитьбе на дочери хана князь Феодор Ростиславович стал одним из самых богатых и влиятельных правителей на Руси. От этого брака родилось два сына, Давид и Константин. Спустя некоторое время Феодор Ростиславович вернулся с семьей в Ярославль.
Благодаря родству с ханом, Феодор пользовался расположением Золотой Орды и многократно разорял вместе с татарскими войсками русские города, причем хан очень любил своего зятя за храбрость и неустрашимость в бою. Имя князя Феодора наводило страх на все русские княжества. Летописи повествуют о том, что он захватил силой несколько городов, в которых пожелал княжить, причем сделал это с большой жестокостью. В летописных повествованиях нередко упоминается прозвище, данное князю – Черный. Возможно, что современники называли так Феодора Ростиславовича из-за того, что своими деяниями приобрел себе дурную славу. Однако некоторые историки дают другое объяснение этому прозвищу. Не исключено, что князь вначале прозывался Чермным, то есть красивым, но со временем это имя было переделано в связи с деяниями Феодора.
Однако к концу жизни князь Феодор покаялся в содеянных им грехах и принял вначале монашеский постриг, а затем схиму. Глубина его покаяния была настолько велика, что из грозы русской земли он стал молитвенником и праведником, еще раз доказав, что нет такого греха, который не мог бы быть прощенным Богом. Некоторые историки полагают, что князь также делал попытки обращения в христианство Золотой Орды, которые, однако, не увенчались успехом. Летописцы отмечают, что благоверный князь принес достойные плоды покаяния, отдав все свое имение на строительство церквей и помощь бедным и больным. Согласно летописям, он последние годы жизни проводил в усиленной молитве и аскетических подвигах.
Поводом для канонизации князя Феодора и его сыновей Давида и Константина стало обретение их нетленных мощей, которое совершилось в 1463 году во время управления Ярославской кафедрой архимандритом Христофором. По молитвам у мощей святого князя и его сыновей начали совершаться чудеса, и в 1467 году князь Феодор, Давид и Константин были канонизированы, став первыми Ярославскими святыми.

Иконописные изображения благоверного Феодора Смоленского
Известны различные иконописные изображения святого благоверного Феодора Смоленского. Обычно его пишут вместе с сыновьями Давидом и Константином. Кроме того, известны житийные иконы, на которых в небольших клеймах представлены главные события жизни князя: его возвращение из Золотой Орды в Ярославль, военные походы и принятие монашеского пострига.

Тропарь, глас 4:
Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.

Святой благоверный Феодор СмоленскийКондак, глас 8:
Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.

Величание:
Величаем вас, святый благоверный княже Феодоре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва (святым благоверным князем Феодору, Давиду и Константину):
О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.