Тихвинская икона Божией Матери

on 09 Июль 2015
Тихвинская икона Божией Матери

Память Тихвинской иконы Божией Матери празднуется в Православной Церкви 9 июля по новому стилю.

История Тихвинского образа
Тихвинская икона Божией Матери пользуется особой любовью и почитанием на русской земле, считаясь по праву одной из национальных святынь страны. Предание называет автором образа апостола и евангелиста Луку, который подарил его правителю Антиохии Феофилу, послав вместе с текстом своего Евангелия. О том, как икона оказалась в Константинополе, ничего не известно, однако в V веке для нее был построен Влахернский храм, в котором также были собраны многочисленные святыни Византийской империи. В 1383 году древний образ оказался на Руси, хотя нет достоверных сведений о том, кем он был перенесен. Летописцы, упоминая об этой иконе, говорят, что за гордость и грехи жителей Византии Пресвятая Богородица отняла у них эту святыню, и икона была чудесным образом перенесена в древнюю столицу Руси, Старую Ладогу. По преданию, икона несколько раз появлялась в разных местах северной Руси, которые еще не были христианизированы и где проживало множество языческого населения. Таким образом, Божия Матерь благословляла и освящала русские земли. Позже икона была перенесена в город Тихвин, недалеко от Великого Новгорода, где для нее по повелению князя Василия III был построен каменный храм. Именно с этого времени икону начинают именовать Тихвинской. После падения Константинополя в 1453 году и присоединения Новгорода к Московскому княжеству Тихвинская икона и ее значение для русского государства получили новое осмысление. По известным словам инока Филофея, Русь стала духовной преемницей Византии, и таким образом, Тихвинская икона, покинувшая Константинополь и перенесенная чудом на Русь, стала символом этого преемства и образом единства русских земель. Именно с этого времени начинается всенародное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, к которому совершают паломничества не только простые верующие, но и цари. Так после паломнической поездки Иоанна Грозного в Тихвин там был по его повелению основан Успенский мужской монастырь, в который и перенесли образ.
После революции обитель была закрыта, а древний образ передан в качестве экспоната в краеведческий музей. После того, как Тихвин оккупировали в 1941 году немцы, икона была передана в Псков, где находилась до 1944 года в Псковской православной миссии. Еженедельно по воскресным дням перед ней совершались богослужения.
Дальнейшая история Тихвинского образа протекала за пределами России. Переданная из Пскова в Ригу, она оказалась сначала в Германии на территории американской оккупации, а после окончания войны была вывезена в США. Хранителем иконы стал архиепископ Рижский Иоанн Гарклавс, эмигрировавший после войны из Европы в Америку. По его завещанию икона должна была быть возвращена в Россию только после падения безбожного режима и восстановления Тихвинского Успенского монастыря. Лишь в 2004 году состоялось торжественное возвращение Тихвинского образа в обитель.

Чудеса, явленные от Тихвинской иконы
Тихвинская икона Божией Матери издавна почиталась как чудотворная. Невозможно описать все чудеса, совершенные по молитвам перед образом, потому следует упомянуть только самые значительные случаи помощи и заступничества Царицы Небесной, которые Она явила от своего образа.
В 1613 году Тихвинскому Успенскому монастырю грозило нападение от шведов, и казалось, что уже ничто не может спасти обитель от поругания и разорения. Однако послушнику монастыря было явление Пресвятой Богородицы, Которая явилась вместе с некоторыми святыми и обещала избавить монастырь от вражеского нападения. Вскоре после этого шведские войска без видимой причины сняли осаду, словно гонимые какой-то силой. В 1941 году Тихвинский образ, обнесенный возле Москвы на самолете, также спас столицу от немецких завоевателей.
Кроме заботы о хранении русской земли, Тихвинская икона оказывает помощь и в хранении семьи. Существует множество случаев, когда по молитвам перед иконой исцелялись дети, а также восстанавливались отношения в семье. Также перед Тихвинской иконой Божией Матери молятся об исцелении душевных и телесных болезней, а также о помощи во время беременности и родов.

Тихвинская икона Божией МатериИконография Тихвинской иконы и ее чтимые списки
По своей иконографии Тихоновский образ Божией Матери относится к типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». В композиции иконы Дева Мария и Богомладенец обращены друг к другу, причем Божия Матерь указывает рукой на Своего Сына, Которого держит на левой руке. Ножки Богомладенца согнуты в коленях, а правая стопа находится под левой. Младенец Христос держит одной рукой свиток, а другой благословляет молящихся. Эта композиция очень сходна с иконографией Смоленской иконы Божией Матери, и главное отличие состоит лишь в наклоне головы Богоматери.
Существуют также многочисленные списки с чудотворного образа. Одна из копий именуется «Тихвинской-Ополченной» и находится в том же Тихвинском монастыре, что и древняя икона. Свое название она получила во время войны с французами в 1812 году, когда ее брали с собой ополченцы. Этот же образ сопровождал русские войска во время Крымской войны.
Случаи заступничества и помощи Пресвятой Богородицы, являемые через чудотворные иконы с Ее изображением, в наше время уже не представляется возможным перечислить по причине их великого множества. Наверное, практически каждый христианин может вспомнить из своей жизни хотя бы один такой случай. Важно не забывать и хранить в своем сердце память о помощи Владычицы Небесной и чувство благодарности к Ней.

Тропарь, глас 4:
Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.

Кондак, глас 8:
Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва:
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.