Успение Пресвятой Богородицы

on 26 Август 2015
Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых и отмечается в Православной Церкви 28 августа по новому стилю. Этому празднику предшествует двухнедельный пост, получивший название Успенского.

Церковное Предание об Успении Пресвятой Богородицы
В книгах Нового Завета не упоминается об Успении Пресвятой Богородицы. Из Евангелия известно, что после крестной смерти Христа ее взял в свой дом любимый ученик Господа, Иоанн Богослов, который заботился о Ней до последних дней жизни Богоматери. Из книги Деяний мы узнаем также, что Пресвятая Дева присутствовала вместе с апостолами в День Пятидесятницы. О блаженной кончине Пресвятой Богородицы известно лишь из церковного Предания, а также из некоторых апокрифических книг. Существует предание о том, что за три дня до смерти Богоматери к ней явился архангел Гавриил, извещая Ее о близкой кончине. Апокрифические книги повествуют о том, что Она пожелала перед смертью увидеть всех апостолов, и ближайшие ученики Господа, проповедовавшие в то время в разных странах, чудесным образом были перенесены к Ней. После прощания с апостолами, Пресвятая Богородица мирно почила и была погребена в гробнице Ее родителей, Иоакима и Анны. Согласно более поздним сказаниям, апостол Фома не присутствовал во время погребения Богоматери и смог прийти к Ее гробу только спустя три дня. Когда он попросил открыть гробницу, чтобы попрощаться с Пресвятой Богородицей, то там не было найдено Ее тело. Потому православное Предание говорит о том, что Богоматерь была воскрешена Господом и взята на небо. Существует также сказание о том, что Божия Матерь явилась всем апостолам спустя три дня после Своей смерти, говоря о том, что Она отныне всегда будет с ними. Хотя в день Успения вспоминается кончина Пресвятой Богородицы, этот праздник является особенно радостным, поскольку христиане верят, что после Своей смерти Богородица не оставила мир, но продолжает ходатайствовать перед Своим Божественным Сыном за весь род человеческий.

История возникновения праздника
Долгое время в Церкви не было дня, посвященного блаженной кончине Пресвятой Богородицы, и был лишь праздник в честь Девы Марии, на котором вспоминались Ее жизнь и подвиг. Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Православной Церкви началось не ранее VI века, и вначале имело название «Память Блаженной». О смерти Богоматери и связанных с этим событием преданиях, а также об установлении праздника, мы узнаем из труда преподобного Иоанна Дамаскина «Похвальное слово на Успение Богоматери». Кроме того, им был написан канон, посвященный этому празднику.
В Православной Церкви Успение относится к числу самых главных праздников года, который имеет восемь дней попраздненства. В некоторых Поместных Церквях существует традиция проводить службу с чином погребения Богоматери. В Русской Православной Церкви этот чин долгое время не использовался, однако в настоящее время возобновлен и проводится во многих храмах.

Икона Успения Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой БогородицыПервые иконописные изображения Успения возникли достаточно поздно, во второй половине X века, что связано с поздним установлением праздника. На композиции иконы Божия Матерь пишется лежащей на ложе, возле которого стоят апостолы. В центре пишется Спаситель, который держит в руках младенца в пеленах, символизирующего душу Пресвятой Девы Марии. Есть также иконописные изображения, на которых младенец изображается с крыльями, наподобие ангела. В некоторых балканских странах распространена также иконография с так называемым «облачным типом», на которой апостолы изображены летящими к Богоматери на облаках, поскольку согласно преданию, они были чудесным образом перенесены для прощания с Божией Матерью. Эпоха борьбы с ересями послужила возникновению иконы Успения, на которой изображалось чудо с наказанием нечестивого иудея Авфонии. В таких композициях на первом плане, перед ложем Богоматери, ангел отсекал еретику руки. На более поздних иконах часто изображались клейма, на которых представлялись разные эпизоды предания об Успении, как, например, перенесение апостолов и их прощание с Пресвятой Богородицей, приход апостола Фомы и открытие гроба, а также изображение Царицы Небесной в раю.

Тропарь, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание:
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Молитва (Задостойник, глас 1):
Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.