Неделя апостола Фомы

on 20 Апрель 2015
Неделя апостола Фомы

В первое воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает святого апостола Фому, поэтому вся неделя, следующая за Светлой Седмицей, получила название Фоминой.

Священное Писание об апостоле Фоме
Апостол Фома входил в число двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа. У евангелистов-синоптиков его имя лишь упоминается в числе других апостолов, но из Евангелия от Иоанна мы узнаем о нем, что он имел прозвище Близнец. Некоторые толкователи Священного Писания говорят, что это имя правильней перевести как «человек с двоящейся природой», то есть неуверенный и склонный к сомнению. Апостол Фома был родом из Галилеи, однако в Евангелии нет никакого упоминания о том, из какого города он происходил и каков был род его занятий. Можно предположить, что этот ученик до своего призвания Господом занимался рыбной ловлей, подобно другим апостолам.
Наиболее известным эпизодом, в котором этому ученику уделено много внимания, является рассказ святого Иоанна Богослова о том, как Воскресший Господь явился апостолам в первый день Пасхи, однако апостол Фома не был в тот момент вместе с другими учениками. Услышав их рассказ об этом радостном событии, он сказал, что не сможет поверить этому до тех пор, пока сам не увидит раны Спасителя и не прикоснется к Его ребрам, пронзенным копьем. Спустя неделю после описываемого события Господь вновь явился ученикам и предложил Фоме посмотреть Свои раны, на что апостол ответил исповеданием своей веры и признанием Иисуса Христа Сыном Божиим и Спасителем мира.
Евангелие умалчивает о том, прикоснулся ли Фома к ранам Иисуса Христа или ему не понадобилось никаких доказательств истинности Воскресения Спасителя. Среди богословов нет по этому вопросу единой точки зрения, однако это не представляется существенным, поскольку Фома, не сумевший сначала поверить происшедшему чуду, заявил о своей полной вере в Воскресение. Несмотря на это исповедание, за апостолом Фомой так и осталось прозвище «Неверующий».

Священное Предание об апостоле Фоме
Священное Предание говорит о том, что апостол Фома после Пятидесятницы проповедовал христианское учение в Индии. Сохранилось также сказание о том, что во время Успения Пресвятой Богородицы он опоздал к погребению и не смог проститься с Божией Матерью. Когда же спустя три дня после Ее кончины апостол прибыл к месту погребения и попросил открыть гроб, чтобы поклониться Ей, то в пещере не было найдено тело Царицы Небесной, Которая была вознесена на небо.
Апостол Фома принял мученическую кончину около 68 года, и его мощи долгое время находились в Индии.

Иконография праздника
В четвертом веке возникло множество ересей, которые ставили под сомнение истинность Воскресения Христа, а также Его человеческую природу. В ответ на это Православная Церковь дала точное догматическое определение своему учению о личности и двух природах Спасителя. Не случайно, что именно в этот период появляется цикл икон, посвященных Крестным страданиям и Воскресению Христа. Целью этих иконописных изображений было подчеркнуть соединение Божественной и человеческой природы Спасителя.
На иконе праздника фигура Христа изображается на фоне здания, и Он словно проходит через закрытые двери дома. Это напоминает о словах Господа, что спасение человека и вход в Царствие Небесное возможно лишь через Него. На дверях видны золотые штрихи, которые называются в иконописи асистом и символизируют Божественный свет. Таким образом, подчеркивается чудо прохождения сквозь закрытые двери.
В руках Спасителя изображается свиток с теми Ветхозаветными пророчествами, в которых задолго до прихода Господа в мир было предсказано Его Воплощение и Воскресение.
Апостол Фома склоняется перед Христом, что символизирует его трепет и глубокое почтение. Другие апостолы пишутся разделенными на две группы, что как бы напоминает о том, что часть людей будет верить в Воскресение, но часть останутся неверующими.

Тропарь, глас 2:
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4:
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Фомо / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.