Жены-мироносицы

on 23 Апрель 2015
Жены-мироносицы

Женами-мироносицами в Православной Церкви называют женщин, которые после погребения Христа пришли ко гробу, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело благовониями (миром). Точное число мироносиц неизвестно, однако евангелисты упоминают, что среди них были Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова из числа семидесяти апостолов), Саломия и Иоанна. Церковное Предание также называет имена Марфы и Марии, Марии Клеоповой и Сусанны.
О Марии Магдалине существуют различные сведения. Иногда ее считали за блудницу, спасенную Христом от побиения камнями. Встречается также мнение, что она была простой еврейкой, исцеленной Христом от бесноватости. После Воскресения Господа Мария Магдалина начала проповедовать, несмотря на то, что в иудейском обществе женщина не имела права на проповедь. Благодаря этому она называется равноапостольной, как потрудившаяся наравне с другими апостолами.
Марфа и Мария были сестрами Лазаря, воскрешенного Господом, о чем повествует в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов. Позже они перебрались из Иерусалима на Кипр, где Лазарь был епископом.
О мироносице Иоанне известно, что она была женой Хузы, чиновника при дворе Ирода Антипы. Поскольку это была достаточно богатая женщина, то она помогала своими средствами апостольской общине. Возможно, что сын царедворца, исцеленный Спасителем, был ее ребенком, и после совершения чуда Иоанна уверовала и пожелала служить Христу. О других женах-мироносицах до нас не дошло никаких достоверных сведений.
Память жен-мироносиц совершается в третье воскресенье после Пасхи и считается днем, в который можно поздравлять всех православных женщин.

Евангельский рассказ о женах-мироносицах
О приходе жен-мироносиц повествуют все четыре евангелиста, однако в их рассказах встречаются различия в именах женщин и времени их прихода ко гробу Господню. Это дает возможность предположить, что в утро Воскресения не все жены пришли ко гробу одновременно, а было несколько приходов. Однако всем явился воскресший Христос, послав их сообщить радостную весть апостолам, но ученики не сразу смогли поверить в свершившееся чудо.
Евангельское повествование о мироносицах, которые первыми удостоились явления воскресшего Христа, может являться свидетельством подлинности события Воскресения. Следует помнить, что Евангелия писались в те времена, когда роль женщины в обществе была приниженной, и свидетельство женщины в древнем мире не считалось достойным внимания. Если бы апостолы хотели убедить иудейский и языческий мир в придуманных ими событиях, то они никогда не стали бы упоминать о том, что воскресший Господь явился в первую очередь именно женщинам, поскольку людям того времени этот факт мог послужить лишь поводом для насмешки. Однако евангелисты пишут в своих книгах лишь правду, свидетельствуя тем самым об истинности христианского учения.
В настоящее время часто можно слышать упреки в том, что Церковь, отрицая женское духовенство, тем самым унижает и ущемляет права женщин. Однако Православная Церковь, приводя в пример жен-мироносиц и прославляя их веру и мужество, тем самым высоко ставит женщину.

Святитель Феофан Затворник о женах-мироносицах
В одной из своих проповедей на неделю жен-мироносиц святитель Феофан Затворник, восхваляя их мужество и веру, говорит о том, что действия мироносиц и апостолов сходны с разными сторонами человеческой жизни. Сердца жен-мироносиц открыты навстречу воскресшему Господу, но апостолам требуется какое-то время, чтобы осознать и осмыслить случившееся. Таким образом, святитель Феофан сравнивает мироносиц с чувством, а апостолов с рассудком человека. Как без чувства жизнь безрадостна и бедна, так и без рассуждения человек может пойти неверным путем, потому необходимо сочетать в себе и то, и другое. Как жены-мироносицы пошли впереди апостолов, так и живое чувство веры должно идти вперед, сопровождаемое рассуждением.
Пример решимости, неотступности следования за Господом и великой любви к Спасителю, явленный святыми женами-мироносицами заслуживает переосмысления и подражания не только со стороны женщин, но и людей мужского пола.

Тропари, глас 2 (на Неделю жен-мироносиц):
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества; / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся Силы Небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Слава: Благообразный Иосиф, / с Древа снем Пречистое Тело Твое, / плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, / во гробе нове, покрыв, положи, / но тридневен воскресл еси, Господи, / подаяй мирови велию милость.
И ныне: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2:
Радоватися мироносицам повелел еси, / плачь праматере Евы утолил еси / Воскресением Твоим, Христе Боже, / апостолом же Твоим проповедати повелел еси: / Спас воскресе от гроба.

Величание:
Величаем вас / святыя мироносицы, / и чтим святую память вашу: / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
О святыя Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившего Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.