Святитель Стефан Великопермский

on 07 Май 2015
Святитель Стефан Великопермский

Память святителя Стефана Великопермского совершается в Русской Православной Церкви 9 мая по новому стилю.

Жизнеописание святого
Святой Стефан Великопермский является святым XIV века. Из его жития, составленного вскоре после кончины святителя, мы знаем, что он родился около 1340 года на севере Руси. Известно, что его отец служил в церкви, благодаря чему мальчик с ранних лет рос и воспитывался при храме, что не могло не сказаться на выборе его жизненного пути. Стефан отличался большой живостью ума и любознательностью, и пэотому по достижении совершеннолетия он отправился в Ростов для продолжения обучения. Именно там им был принят монашеский постриг, а позже в Москве он был рукоположен в иеромонаха. С этого времени начинается его миссионерская деятельность на севере России. Святой Стефан Великопермский неоднократно возвращался в Москву, и в одну из своих поездок над ним была совершена хиротония, и он стал первым епископом новообразованной Пермской епархии. За годы управления святитель успел обратить в христианство множество людей, на территории его епархии были уничтожены все языческие святилища и построено большое количество храмов.
Скончался святой Стефан Великопермский в 1396 году во время пребывания в Москве и был погребен в одном из соборов Кремля. Народное почитание святого началось сразу же после его смерти, а вскоре была совершена и общецерковная канонизация. В настоящее время мощи святителя считаются утерянными.

Святитель Стефан ВеликопермскийМиссионерская деятельность святителя Стефана Великопермского
Святитель много трудов положил на просвещение народов, населявших север Руси. Есть мнение, что мать святого была по национальности пермянкой (так в средние века называли народность коми), и поэтому Стефан с детства прекрасно владел языком пермян. Начав свою миссионерскую деятельность, святитель поставил целью проповедать северным народам, которые в то время были еще языческими, истинную веру. Для того, чтобы люди имели возможностью читать Библию, было необходимо сделать перевод, однако сложность состояла в том, что народ коми не имел своей письменности. Тогда святитель взялся составить для этого языка алфавит. За основу им была взята кириллица, но святой также использовал некоторые буквы греческого языка и даже некоторые древние руны, которые коми использовали для пометок. До нас дошло несколько документов, записанных алфавитом, созданным святым Стефаном Великопермским, однако эта письменность просуществовала недолго, поскольку была вытеснена в XVII веке кириллицей.
Святитель совершал проповедь на землях, расположенных на побережье Северной Двины. В житийной литературе и в народном творчестве сохранилось множество сказаний о том, как святой совершал чудеса, чтобы обратить язычников ко Христу. Известен случай, когда некий кудесник стал отстаивать истинность пермянских божеств, и тогда Стефан предложил совершить испытание. Он сказал, что с молитвой к истинному Богу готов будет пройти через огонь, а потом под ледяным покровом замерзшей реки. То же самое предлагалось сделать и языческому волхву, но тот отказался, испугавшись. Увидев это, жители деревни были разгневаны и хотели казнить кудесника, но Стефан удержал их.

Иконописное наследие
В иконописном искусстве северной Руси известен образ, получивший название «Зырянская Троица», которая была, по преданию, создана самим Стефаном Великопермским. Икона представляет собой известный Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Композиция образа достаточно сложная, поскольку на ней изображены не только три Ангела, но также сам Авраам и Сарра, встречающие гостей. Надписи на иконе сделаны на языке коми, что дало основание предполагать авторство святителя Стефана.

Тропарь, глас 4:
Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак, глас 8:
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Величание:
Величаем тя, / святителю отче Стефане, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.