Апостол Иоанн Богослов

on 18 Май 2015
Апостол Иоанн Богослов

Память святого апостола Иоанна Богослова совершается в Православной Церкви 21 мая, 3 июля и 9 октября по новому стилю. Кроме того, он вспоминается в числе двенадцати апостолов 13 июля.

Жизнеописание святого Иоанна Богослова
Имя святого Иоанна Богослова неоднократно встречается во всех четырех Евангелиях, однако мы знаем не так много о его жизни. Известно, что он был братом апостола Иакова, вместе с которым занимался рыбной ловлей до того момента, пока не был призван Господом к апостольскому служению. Иоанн отличался особой живостью характера, за что вместе со своим братом получил прозвище «сын грома». Кроме того, он имел особую восприимчивость к духовным вопросам, благодаря чему стал любимым учеником Господа. Вместе со старшим братом и апостолом Петром он удостоился видения преобразившегося Спасителя, а во время Тайной вечери возлежал рядом с Христом и задал ему вопрос о том, кто станет Его предателем. Он следовал за Христом до последнего часа, став свидетелем молитвы в Гефсиманском саду и находясь у Креста Господня вместе с Божией Матерью, и именно ему было поручено заботиться о Ней.
О дальнейшем жизненном пути святого Иоанна мы знаем лишь из преданий, которые говорят о том, что он проповедовал христианство в Эфесе, но когда в правление Нерона начались гонения на верующих людей, то был схвачен и отправлен в Рим, где его должны были казнить. Однако церковное предание повествует, что те пытки, которым подвергали апостола, не причинили ему чудесным образом никакого вреда. После этого святой был сослан на остров Патмос, где провел много времени вместе со своим учеником Прохором, и именно там ему было раскрыто то, что ожидает человечество в последние времена, а также о кончине мира. Об этом он написал в книге, которая получила название «Апокалипсис» или «Откровение».
После ссылки святой Иоанн Богослов вернулся в Эфес, где им было создано четвертое из канонических Евангелий. Кроме того, он написал несколько посланий, адресованных не конкретным лицам, а нескольким христианским общинам, из-за чего они стали называться «соборными». В своих посланиях апостол много пишет о христианской любви, которая должна являться основой жизни каждого верующего человека.

Евангелие от Иоанна
Точное время и место написания этой книги невозможно точно установить, однако считается, что она была написана в Эфесе по просьбе малоазийских епископов позже всех остальных Евангелий. По-видимому, основной целью написания стали появившиеся в первые десятилетия христианства ереси, которые видели в личности Христа только великого пророка и сомневались в Его Божественной природе. Поэтому святой Иоанн Богослов особое внимание уделяет Божественному происхождению Спасителя. Он сам указывает в своем Евангелии, что оно создано для того, чтобы люди поверили в то, что Господь Иисус Христос является Сыном Божиим, и чтобы эта вера послужила для них спасением.
По своему содержанию Евангелие от Иоанна сильно отличается от писаний трех первых евангелистов-синоптиков, что объяснимо, поскольку апостол был знаком с этими книгами, и своим Евангелием хотел дополнить их свидетельства. Евангельский рассказ апостола Иоанна нельзя рассматривать как хронологическое изложение событий, происшедших в последние три года земной жизни Иисуса Христа. При чтении этого Евангелия внимательный читатель сразу же замечает, что Иоанн Богослов начинает свое повествование с того эпизода, который у других евангелистов помещается в конце: с изгнания торгующих из храма. Епископ Кассиан (Безобразов) в своем толковании объясняет это тем, что Евангелие не должно рассматриваться как историческое изложение событий. Поскольку центральной мыслью, которую апостол доносит до читателей, является спасение человечества через Крестные страдания и смерть Христа, то и все служение Спасителя он понимает как путь к Искуплению. Именно поэтому он помещает то событие, которое повлекло за собой окончательное решение иудейских начальников убить Христа, в самое начало своего повествования.

Тропарь, глас 2:
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Иоанне / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.