Преподобный Онуфрий Великий

on 22 Июнь 2015
Преподобный Онуфрий Великий

Память преподобного Онуфрия Великого совершается в Православной Церкви 25 июня по новому стилю.

Житие преподобного
В первые века существования Православной Церкви в Египте подвизалось множество пустынников и отшельников, которые покинули мир ради любви к Богу. Являясь основоположниками иночества, эти угодники Божии вели крайне аскетический образ жизни, и многие их поучения были позже записаны и стали служить руководством для монашествующих и людей, стремящихся к спасению. Одним из наиболее известных египетских подвижников IV века является святой Онуфрий Великий, прославленный в лике преподобных. О происхождении и жизни этого святого нам известно благодаря преподобному Пафнутию, который также подвизался в пустыне, встретил великого отшельника перед его кончиной и провел с ним несколько дней, узнав о подвижнической жизни этого угодника Божия. В назидание другим инокам он позже написал житие отшельника.
Согласно этому жизнеописанию, преподобный Онуфрий родился около 320 года и происходил из царского рода, так как был сыном Персидского царя. Вскоре после рождения Онуфрия правитель получил от явившегося ему Ангела откровение о том, что его сына ожидает великое будущее и повелел отдать младенца на воспитание в монастырь. Таким образом, с первых лет жизни Онуфрий находился в Фиваидской обители, где его воспитывали старцы. Достигнув совершеннолетия и большого духовного преуспеяния, Онуфрий покинул монастырь для того, чтобы начать нести подвиг отшельничества в Египетской пустыне, однако и там не остался без духовного руководства и прожил несколько лет, общаясь с опытным отшельником.
В житии, составленном святым Дмитрием Ростовским, рассказывается о множестве чудес, которые сопровождали жизнь преподобного Онуфрия в месте его уединения. Так, Ангелы посещали и причащали его. Финиковая пальма возле пещеры подвижника приносила круглый год плоды, которыми он питался, а возле места его уединения забил чудесным образом ключ, так что святой не испытывал нужды в пище и питье. Так исполнилось обетование Господа о том, что каждый, ищущий Царствия Небесного, получит все потребное для жизни. В пустыне преподобный Онуфрий Великий провел 60 лет в полном одиночестве, лишь перед кончиной его встретил другой отшельник, и оба подвижника провели несколько дней в молитве и духовных беседах. Когда Онуфрий скончался, то был погребен преподобным Пафнутием, причем старец не мог сам выкопать могилу в каменистой почве, и тогда по его молитвам пришел лев и лапами приготовил место для погребения.

Икона святого
Преподобный Онуфрий ВеликийПреподобными называют таких святых, которые угодили Богу в иноческом чине, и поэтому на иконах их всегда изображают в монашеских одеяниях. Особенностью иконы Онуфрия Великого является то, что он пишется лишь в одной власянице, что напоминает о тех лишениях, которым подвергал себя этот святой на протяжении всей жизни. Нередко его изображают также вместе с другими великими отцами-пустынниками. Существует обычай обращаться к этому святому, прося избавить от скоропостижной смерти без покаяния.
Монастырь святого Онуфрия Великого В Иерусалимской церкви существует предание, по которому подвижник на три года покинул Фиваидскую пустыню и провел это время в местности Акелдама неподалеку от Иерусалима. Из рассказа Священного Писания известно, что этот участок земли был куплен на деньги, полученные Иудой за его предательство Господа, поэтому эта местность издавна считалась печальным местом. В Акелдаме хоронили паломников, которые пришли из далеких мест и скончались в Иерусалиме. Преподобный Онуфрий провел три года в пещере, молясь за умерших. В память о его подвиге на этом месте был позже основан женский монастырь, который сохранился до наших дней. Кроме того, появилась традиция называть храмы на кладбищах в честь этого святого.

Тропарь, глас 1:
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.

Кондак, глас 3:
Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житии молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобне отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,// великий Дародатель.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Онуфрие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветлое, еже еси препроводил от юности твоей даже и до старости: никтоже бо изчести возможет терпений и подвигов твоих, пречестне. Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому, еже в пустыни, житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития. Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубоцей пустыни со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси. Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая: сподобися бо при кончине со львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на Небеси жити, Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финиксе краснопроцветающий, орле высокопарный, летающий в поднебесная, на Небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки славы, с двадесять четырьми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши. И ныне молю тя, пречудный гражданине Небесный, святых ликов Ангельских совсельниче: услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно; заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки, покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному месту молитвами твоими и сподоби мя Вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии тебе между теплейшими помощниками и заступниками моими почитаю. Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем повсюду. Темже и аз, недостойный, ныне тебе молюся и призываю: умоли Милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук, научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь ко спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.