Преподобный Никон Оптинский

on 07 Июль 2015
Преподобный Никон Оптинский

Память преподобного Никона Оптинского совершается в Русской Православной Церкви 8 июля по новому стилю. Кроме того, этот святой почитается 24 октября в день Собора Оптинских старцев и в день Новомучеников и Исповедников Российских.

Старчество в Православной Церкви
В числе русских обителей, прославившихся своими святынями и великими подвижниками, Оптина пустынь занимает особое место. Именно в этом монастыре получило распространение такое удивительное явление духовной жизни как старчество. Под этим понимается особое руководство в деле спасения, которое совершается духовно опытным и прозорливым человеком. Как правило, старцем является монах в преклонных годах, сам прошедший многолетний путь духовной борьбы и искушений, благодаря чему может оказывать духовную помощь верующему человеку, опираясь на учение Церкви и свой опыт. Хотя старчество существовало в разных православных странах, однако в России оно было наиболее распространено и поэтому может считаться особым явлением русской духовной жизни. В Оптиной пустыни было четырнадцать старцев, к которым стекались люди со всей России, чтобы получить совет, утешение и духовную поддержку. Последним Оптинским старцем и духовником монастыря был преподобный Никон (Беляев).

Жизнеописание святого Никона Оптинского
Будущий преподобный (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в 1888 году в Москве в купеческой семье. Это сословие в России отличалось большим благочестием, и семья Беляевых не была исключением, поэтому Николай с детских лет воспитывался в особой религиозной атмосфере. Известен случай из его жизни, когда в младенческом возрасте он тяжело заболел и находился при смерти, однако мать вымолила сына и он поправился. С детских лет Николай отличался серьезностью, терпением и искренней верой. После завершения гимназии он поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако впоследствии признавался, что его больше тянуло на богослужения чем на занятия и вместо университета он охотней посещал храм. Поэтому вскоре Николай Беляев оставил учебу, пожелав вступить на монашеский путь. Его брат Иван также стремился к иночеству, и молодые люди отправились в Оптину пустынь.
В 1910 Николай Беляев был пострижен в монахи, а спустя пять лет принял малую схиму с именем Никон. В 1917 году он принял рукоположение в иеромонаха.
В те годы в Оптиной пустыни старческое служение нес преподобный Варсонофий, под духовным руководством которого и возрастал Никон, став одним из самых близких учеников великого старца. В 1919 году Оптина пустынь была закрыта, а Никон был арестован вместе с другими иноками и мирянами и пробыл некоторое время в Козельской тюрьме. После освобождения он получил благословение принимать на исповедь народ, приезжающий к святыням Оптиной пустыни, несмотря на закрытие монастыря. Таким образом, преподобный Никон стал последним старцем этой обители. Затем последовал очередной арест и три года в лагере, после чего старца отправили в ссылку в Архангельскую область, где он и скончался в 1931 году от туберкулеза, полученного за годы жизни в лагере.
Преподобный Никон Беляев долгое время почитался как местночитимый святой, но в 2000 году был прославлен в числе Оптинских старцев.
Литературное наследие преподобного Никона Еще во время своего послушничества Николай Беляев начал вести по благословению своего духовного наставника дневник, в котором делал записи о жизни монастыря. Особую ценность этого дневника составляют поучения старца Варсонофия. Кроме того, до нас дошли его проповеди и беседы, которые он вел со своими духовными детьми. Небольшой, но очень важный литературный труд составляет брошюра «Завещание духовным детям». Эти мысли были записаны преподобным Никоном во время его ссылки на полях книги Игнатия Брянчанинова, которого он очень почитал.

Преподобный Никон ОптинскийТропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О, Никоне священне, о преподобне наш отче, старчества Оптинскаго светлый венче и новомучеников Русских благовонный цвете! Ты первее постническими труды душу твою очистив, демонская ополчения посрамил еси, послушанием, яко быстротечную лествицею на верхи добродетелей достигл еси и веры благославный исповедник явился еси. В годину же гонений безбожных терпением мужески облеклся еси, и яко пастырь добрый и яко истинный сын старцев Оптинских люди страждущия принимал и утешал еси. Сего ради от богоборных многия скорби претерпел еси и во изгнание осужден был еси, но якоже тогда от паствы твоея духом не отлучился, но пастырскую свирелию молитв твоих добре упасл еси овцы твоя, сице и ныне, не отступай от чад твоих духом твоим, но присно с нами пребывай, да укрепляеми тобою, веру истинно сохраним и заветы Оптинских старцев вседетельне исполним.
Паче же моли Всеблагаго Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит в Православии Церковь нашу, Отечество и люди, да сохранит обители монашеския, верныя обетом иноческим, да дарует нам прощение грехов и покаяние истинное, да очистившеся тем, возлюбим еже есть едино на потребу: прилеплятися Христу Богу и Спасу нашему всем сердцем, всем помышлением, всею волею и всем чувством ничтоже любя от похотей мира сего и тако от сетей миродержителя тьмы века сего избавляющеся, во смирении воспоем и прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.