Святой равноапостольный князь Владимир

on 25 Июль 2015
Святой равноапостольный князь Владимир

Память святого равноапостольного князя Владимира совершается в Русской Православной Церкви 28 июля по новому стилю.

Жизнеописание святого князя Владимира
Владимир Святославович был сыном Великого князя Киевского Святослава Игоревича и служанки-ключницы Малуши. Он родился около 960 года и, несмотря на незнатное происхождение его матери, унаследовал от отца княжение в Новгороде, а после захватил Киев, в котором правил его брат Ярополк. Летописи сообщают о том, что в начале своего княжения Владимир проявил себя как жестокий правитель, безжалостно расправлявшийся со своими врагами, и его жизнь была также весьма распутной: он имел множество наложниц. Являясь долгое время убежденным язычником, великий князь построил в Киеве языческое капище для главных славянских богов (Перуна, Даждьбога и других). К началу правления Владимира относится также гонение на киевских христиан, начатое по его повелению. В это время приняли мученическую кончину варяги-христиане Феодор и Иоанн, почитающиеся как одни из первых русских мучеников. Однако со временем языческий культ перестал удовлетворять Владимира, и он стал ощущать необходимость новой веры для себя и своей страны. Сохранилось предание о том, что ко двору Великого князя приходили проповедники разных религий, среди которых были иудеи, мусульмане, католики, а также православные. С каждым из них Владимир долго беседовал, и после разговора с православным монахом князь выбрал Православную веру, а в 987 году принял Крещение с именем Василий. О том, где был крещен князь Владимир, ничего не известно, но можно предположить, что это произошло либо в Киеве, либо в Корсуни. Существует предание, по которому Владимир незадолго до своего Крещения ослеп, но когда вышел из купели после совершения над ним Таинства, то зрение возвратилось к нему.

Крещение Руси
Вскоре после Крещения Владимира начинается христианизация русских земель. Вначале по повелению князя приняли Крещение жители Киева, языческие капища были сокрушены, и летопись повествует о том, что киевляне с радостью приняли новую веру. Принято считать, что Крещение Руси совершилось в 988 году, однако не все княжества пожелали отказаться от язычества и принять Крещение. Так, например, жители Новгорода долго сопротивлялись новой вере и были крещены насильно. Процесс христианизации Руси длился долго и не всегда просто, однако начало было положено, и уже во время княжения святого Владимира во многих русских городах были построены первые храмы, а в Киеве был построен собор в честь Пресвятой Богородицы. Тем самым Великий князь вручал свой стольный град покровительству Царицы Небесной.
Летопись и жития святого князя повествуют о том, что после принятием им Крещения жизнь и характер Владимира резко изменились, и правитель, наводивший страх на врагов и подданных своей жестокостью, стал отличаться большой кротостью и милосердием, благодаря чему народ начал именовать своего князя Красным Солнышком. Скончался святой князь Владимир в 1015 году, и вскоре после смерти началось его почитание. Точное время канонизации святого неизвестно, однако можно предположить, что она была совершена уже в XIII веке.

Образ равноапостольного князя Владимира в иконописи
Существуют различные иконописные образы князя Владимира, однако всех их отличает особенность, типичная для иконографии равноапостольных святых, потрудившихся над распространением христианской веры. На таких иконах в правой руке святого изображается крест как главный символ христианства, а в правой руке – свиток или меч. Часто князь Владимир изображается вместе со святой Ольгой, также именуемой равноапостольной.

Тропарь, глас 1:
Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.

Кондак, глас 8:
Изрядному воеводе и правоверному,/ благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника,/ яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием:/ радуйся, великий княже Владимире преблаженне.

Величание:
Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Молитва:
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепихомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.