Семь отроков Ефесских

on 14 Август 2015
Семь отроков Ефесских

Память семи отроков Ефесских совершается в Православной Церкви два раза в год: 17 августа и 4 ноября по новому стилю.

Предание о семи отроках Ефесских
Святые отроки были родом из Ефеса. В житиях, посвященных святым мученикам, приводятся их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин. Известно, что они происходили из знатных семей, а один из них, Максимилиан, был сыном градоначальника Ефеса. Все юноши, благодаря своему происхождению, состояли на почетной военной службе. Император Деций Траян, правивший в то время, желал возродить древние культы на территории Римской империи, и потому во время его царствования было начато гонение на христиан. Когда император прибыл в Ефес, то пожелал, чтобы вся знать города участвовала в поклонении языческим богам, и когда семь знатных юношей отказались сделать это, то повелел лишить их воинских отличий в надежде на то, что они одумаются и принесут жертвоприношение. Однако ни лишение наград, ни даже грозящая смерть не пугали юношей, которые были готовы принять мученическую кончину ради Христа. Согласно житию, по повелению императора юных воинов отвели в пещеру, которую замуровали, но некоторые тайные христиане, присутствовавшие при этом, спрятали в стене таблички с именами мучеников в надежде на то, что в будущем святые не будут забыты. Однако вопреки ожиданиям юноши не умерли, но Господь совершил чудо и навел на них сон, который продолжался почти два века. В V веке появилась ересь, которая отвергала воскресение мертвых во время Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Последователи этой ереси полагали, что воздаяние или награду получат лишь души умерших, тогда как их тела перестанут существовать. Именно в это время святые отроки пробудились, чтобы свидетельствовать чудом о будущем воскресении мертвых. Житие рассказывает о том, что юноши, проснувшись, не могли помыслить о совершившемся с ними чуде. Они послали одного из них в город купить пищи, и когда тот пришел, то горожане были удивлены его видом и речами, а также древними деньгами, которые он давал за пищу. Жители поспешили к пещере и были поражены происшедшим, увидев мучеников живыми. Император, правивший в то время, узнал о чудесном пробуждении юношей и прибыл в Ефес, где беседовал со святыми отроками, после чего они мирно скончались и были погребены в пещере, где провели столько веков.
Таким образом, через сон и пробуждение семи отроков является образ смерти и воскресения из мертвых, хотя для христианина каждый ночной сон и утреннее пробуждение должны служить напоминанием о будущей загробной жизни и посмертной участи души.
В настоящее время точно не известно, где находится место погребения святых отроков. Некоторые указывают на грот в Ефесе, на территории современной Турции. В католической церкви считается, что мощи святых были перенесены во время Крестовых походов и в настоящее время находятся во Франции, в одной из церквей Марселя.
Предание об уснувших на несколько веков юношах сохраняется не только в христианстве, но и в исламе, однако местом их погребения считается пещера в Аммане.

Семь отроков ЕфесскихИкона семи отроков Ефесских
На Руси издавна существовала традиция обращаться к семи отроком Ефесским, прося у них помощи во время бессонницы, потому их иконописные изображения были достаточно распространены. На иконе отроков изображали спящими в пещере, над которой писался образ Спасителя. Известны также иконописные изображения, на которых вместе с отроками писали лик святителя Николая или Пресвятой Богородицы. В Успенском соборе Московского Кремля сохранилась известная фреска, на которой изображены семь отроков в пещере.

Тропарь, глас 4:
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 4:
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Величание:
Величаем вас, / страстотерпцы святии, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Молитва:
О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.