Священномученик Александр (Соколов)

on 28 Август 2015
Священномученик Александр (Соколов)

Память священномученика Александра (Соколова) совершается в Православной Церкви два раза в году: 11 февраля и 29 августа по новому стилю.

Святой Александр был родом из священнической семьи: его отец служил в конце девятнадцатого-начале двадцатого века в поселке Озерово, расположенном в Тихвинском уезде Новгородской губернии. В 1915 году Александр Соколов был в числе выпускников Новгородской Духовной семинарии, избрав путь служения Матери-Церкви. Первый год после окончания учебы будущий мученик исполнял послушание псаломщика в церкви, находящейся в селе Ершово Череповецкого уезда Новгородской губернии. Затем Александр был рукоположен в диаконский чин и направлен в село Мороцкое, но через год оказался на своей малой родине в качестве священника. Однако, через несколько лет благочестивого священника перевели для окормления паствы и служения в тот храм, где он исполнял обязанность псаломщика.
Как только во главе России стала партия большевиков, для Русской Православной Церкви, ее служителей и верных чад пришли тяжелые времена: непосильные приходские налоги, явные и скрытые гонения, изъятие церковной собственности, разрушение храмов и осквернение святынь во многих сердцах пытались изгладить память о Боге.
Чтобы выжить со своей семьей, в которой к 1924 году уже было трое деток, священник Александр был вынужден сменить место своего служения на приход в Тверской епархии (Краснохолмский и Молоковский районы).
Отец Александр был ревностным служителем Церкви, чувствуя свой долг и призвание в духовной заботе о вверенных ему прихожанах. В то время представители учреждений власти не разрешали совершать молитвенные последования вне храма. Но, святой Александр не боялся угроз и прещений, продолжал навещать каждый год свою паству и совершать молебны у них в домах. У отца Александра и его прихожан получалось платить власти требуемые налоги и содержать здание храма в хорошем состоянии, своевременно проводя необходимые ремонтные работы. Видя горячую любовь и заботу своего пастыря, прихожане отвечали священнику взаимными чувствами.
В 1935 году были проведены очередные ремонтные работы в храме села Поречье, где служил отец Александр: храм был покрашен в белый цвет. После выполнения покраски у прихожан осталась лишняя краска, которую они по неосторожности продали местной школе. Узнав об этом, представители власти обвинили батюшку в спекуляции и отправили в исправително-трудовые лагеря на пятилетний срок. Со священником взяли под стражу старосту церкви. Но в этот раз областной суд, узнав все подробности дела, оправдал «провинившихся» и отпустил их на свободу.
В конце июля 1937 года, как и предчувствовал отец Александр при виде общих тенденций поведения советской власти, его арестовали. Батюшку посадили в Краснохолмскую тюрьму. На допросе, следователь поинтересовался у священнослужителя родом его занятий в дореволюционный период и после него. Священник Александр говорил, что в первый период он все свое время и силы посвящал служению пастве, а во второй перид – вынужден был стать собственником небольшого имения, иначе его семье грозила голодная смерть. У батюшки была пара коров, лошадь, маленький дом, хозяйственные постройки и небольшой земельный участок. Советская власть все это ликвидировала под предлогом того, что священник не сдал нужное количество урожая, которое было специально увеличено до непосильных размеров. Председатель совета выписал для представителей НКВД специальную справку, в которой говорилось о необходимости ареста отца Александра за то, что он «привлекал на свою сторону отсталое население». Вторым обвинением было недовольство тем, что он совершал погребения умерших, о чем не было регистрации в загсе.
29 августа 1937 года священномученик Александр был расстрелян, а в этом же месяце 2000 года он был причислен к лику святых.

Священномученик Александр (Соколов)Тропарь, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак, глас 3:
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Величание:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва:
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.