Владимирская икона Божией Матери

on 06 Июль 2015
Владимирская икона Божией Матери

Память Владимирской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви трижды в год: 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. Дни празднования были установлены в память о чудесных избавлениях русской земли от нападения врагов по заступничеству Пресвятой Богородицы.

История Владимирской иконы
Владимирская икона считается одной из самых почитаемых и любимых икон в Русской Православной Церкви. Этот образ имеет большое значение для русской земли, потому он по праву считается общенациональной святыней. Церковное предание говорит о том, что икона была написана евангелистом Лукой. Называя имя этого иконописца, следует иметь в виду, что ни один из иконописных образов, созданных им, не дошел до нас. Авторство святого следует понимать в том смысле, что почитаемый образ является списком с иконы, некогда написанной им. Изначально икона находилась в Иерусалиме, но в V веке она была перенесена в Константинополь при императоре Феодосии II. На русской земле этот древний образ Пресвятой Богородицы находился, начиная с первой половины XII века, когда патриарх Константинопольский принес его в дар князю Киевскому Юрию Долгорукому. Спустя некоторое время икона была перенесена сыном князя Андреем Боголюбским в город Владимир, что и дало ей название «Владимирской».
Икона прославилась многими чудесами, и потому, когда Московскому княжеству грозило нападение татарских войск в 1395 году, то Владимирский образ перенесли из Владимира в Москву. Жители города усиленно молились перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, прося об избавлении от грозного хана Тамерлана, и Царица Небесная не оставила уповающих на Нее без помощи: татарские войска неожиданно остановились у Ельца, а потом повернули обратно, не дойдя до Москвы. Молитвы перед Владимирским образом неоднократно спасали русскую землю от нападения захватчиков. Так, в 1480 году состоялось избавление Руси от хана Ахмета, а в 1521 году — от хана Махмет-Гирея.
После того, как Владимирская икона была перенесена в Москву, ее поместили в Успенский собор Московского Кремля, где она находилась до 1918 года. После революции святыня была изъята и передана вначале в Государственный исторический музей, а после в Третьяковскую галерею. В настоящее время икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Иконография и почитаемые списки Владимирского образа
По своей иконографии Владимирский образ Божией Матери относится к типу «Умиление» («Елеуса»). Иконы такого типа отличаются большой лиричностью, показывая взаимную любовь Девы Марии и Ее Божественного Сына, а также предчувствие Пресвятой Богородицей Его страданий. Композиция иконы имеет также богословский смысл, являя собой образ души человека, находящейся в тесном общении с Богом. На Руси эта иконография была особенно любима. На обратной стороне Владимирской иконы написан крест и этимасия – престол, на котором Спаситель будет судить людей во время Своего Второго пришествия. Возможно, что эти изображения были написаны на иконе уже после перенесения ее на Русь. Большое почитание и любовь к Владимирскому образу послужили тому, что с него было сделано множество списков, которые также считаются чудотворными. В их числе находится Волоколамская Владимирская, Псково-Печерская, Оранская, а также другие иконы. Кроме того, Владимирская икона послужила основой для других иконописных изображений, наиболее известными из которых является икона Симона Ушакова «Древо государства Российского», Владимирская икона с акафистом и Игоревская икона. Владимирская икона почитается чудотворной, и существует традиция молиться перед ней об избавлении от врагов, ересей и расколов, а также о примирении враждующих.

Владимирская икона Божией МатериТропарь, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8:
К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва:
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.