О часовнях
С христианской традицией ставить на видных местах поклонные кресты тесно связана и другая, не менее древняя – традиция строительства часовен. Часто они стоят неподалеку друг от друга – высокий крест и небольшая часовня. Порой они и вовсе соединяются в единое целое – часовня «крест» под Переславлем-Залесским, поставленная как сень над поклонным крестом.
Поэтому, говоря о поклонных крестах, необходимо уделить некоторое внимание и часовням, тем более что в реальной жизни они часто играют схожую роль.
Часовня у дороги
Когда автомобилист пересекает в Бресте границу между Белоруссией и Польшей, пейзаж за окном разительно меняется. Сама дорога из широкой автомагистрали превращается в узкое двухполосное шоссе, обсаженное деревьями, вместо больших деревень и сел, появляются маленькие хутора и городки.
Но самой заметной приметой становится появление на окраинах городков и перекрестках дорог больших поклонных крестов и небольших часовен. Некоторые из них совсем небольшие, в виде столба с нишей для иконы или статуи, другие представляют собой более крупные сооружения, некоторые напоминают небольшие храмы. Одно можно сказать сразу – явление это у наших соседей весьма распространено и идёт явно снизу. Невозможно встретить две одинаковые или хотя бы похожие часовни, во всяком селе или городке их строят по- своему, в меру средств и понимания гармонии.
Придорожные часовни – весьма распространенное явление в католической Европе. Их можно встретить на альпийских перевалах и морском берегу, на современных шоссе и древних проселочных дорогах, по которым ходят только ослики, да изредка проезжают небольшие трактора.
Обычай строить часовни – очень древний, он возник еще до отпадения католиков в ересь, когда Европа еще была единым Pax Christianica - Христианским миром. Что же лежит в его основе?
Киот для иконы
Если заглянуть в словарь, то мы узнаем, что часовней принято называть «христианскую постройку религиозного назначения, лишенную, однако, алтаря и престола, что не позволяет служить в ней Литургию». Само слово «часовня» происходит от слова «час», «часы» - краткие церковные молитвословия, совершаемые в определенное время дня. Отсюда, собственно, и название. Особенностью часов как формы богослужения является то, что читать их может не только священнослужитель, но и мирянин.
Помимо русского языка, слово «часовня» встречается также в польском (Czasownia ), а в других европейских языках используются слова, восходящие к латинскому слову «капелла».
В отличие от церкви, без которой христианская жизнь была бы в принципе невозможной, ибо только в церкви и можно совершать Литургию, без часовен, на первый взгляд можно было бы обойтись. Кстати, именно так считают протестанты, поэтому в этих странах часовни не строят, а те, что остались от прежнего времени, далеко не всегда сохраняют. Зачем нужны часовни?
Ответ на этот вопрос находим в Догмате о почитании Икон, утвержденных Седьмым Вселенским Собором:
«…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней».
Одно из его положений предусматривает установку иконы «на путях», т.е. на дорогах. Но как поставить икону в чистом поле? Только укрыв ее от капризов погоды, а для этого и стали строиться здания. Таким образом, вопреки расхожему представлению, что часовня – это «недоделанная» церковь, на самом деле – это увеличенный и приспособленный для нахождения в открытой местности киот, сохраняющий святыню.
Отсюда и многообразие форм часовни – от столба с глубокой нишей для иконы до огромного здания, размером превосходящего иные церкви.
Часовни большие и малые
Как и икона, без участия которой трудно себе представить христианскую жизнь, так и часовня занимает в ней важное место.
В часовне-баптистерии происходит таинство Крещения, начало христианской жизни.
Часовня-капелла в замке, дворце, доме, учебном заведении – место молитвы в течение жизни. Такие часовни порой имели огромные размеры: так знаменитая Королевская часовня Кембриджского университета в Великобритании имеет в длину 88 метров, а в высоту 29, и способна принять под своими сводами несколько сотен молящихся.Часовня была хранителем святынь – москвичам прекрасно известна часовня Иверской Иконы Божией Матери, что примкнула к Воскресенским воротам Китай-Города. Еще в начале ХХ века неподалеку можно было увидеть грандиозных размеров часовню святого великомученика Пантелеимона, построенную в 1883 году у Лубянских ворот Китай-города. В этом огромном здании хранились чтимые святыни Афонского монастыря.
Часовня у дороги, на перекрестке, на окраине села или города как бы освящала окружающую местность, как освящает красный угол икона в жилище. Остановись, путник, помолись, вспомни еще раз о Господе нашем! В дохристианское время на таких перекрестках ставили идолов (в языческих странах востока и сейчас можно видеть кумирни у дорог). Часовня на этом месте знаменовала торжество христианской веры.
Часовни служили и памяти. Их устанавливали на местах сражений, трагедий или чудесных избавлений, на месте снесенных или перенесенных храмов, чтобы свято место не пустовало.
И, наконец, часовня на кладбище служила место последнего прощания с почившим христианином – здесь отпевали, служили панихиду.
Примечательно, что в каждом из этих случаев без часовни можно было бы обойтись. Крестить можно и в речке, молиться – хоть под чистым небом, святыни хранить в музее или сундуке, начало города обозначать только дорожным указателем, и для отпевания часовня не обязательна…. Можно, но зачем обходиться?
Русские часовни
В России традиции строить часовни появилась довольно поздно – самые старые из них относятся к концу XVI – началу XVII века. Впрочем, поскольку основным строительным материалом было дерево, возможно, более древние постройки до нас не дошли. В отличие от церквей и соборов, история которых хорошо прослеживается по документам, часовни часто и вовсе не отмечались.
Их строили в деревнях, где от обычной избы они отличались лишь крестом на крыше, на перекрестках дорог, над поклонными крестами, на месте перенесенных храмов и т.д. В конце XVII часовни становятся местом нахождения почитаемых святынь. В 1680 году была построена первая деревянная часовня Иверской Иконы Божией Матери, около Воскресенских ворот Китай-города.
В XVIII веке под влиянием европейских традиций, часовни стали строить как долговременные каменные сооружения. Появилась традиция часовен-памятников. Их строили не только власти, помещики, но и простые крестьяне. В подмосковном селе Ярополец, славном своими храмами и усадьбами, можно увидеть небольшую кирпичную часовню с надписью – «Сия часовня во имя св. Николая Чудотворца построена на месте сгоревшей в 1837 году в царствование великого государя Александра Александровича в память об освобождении крестьян от крепостного права и бывших пожаров в сем селе в 1872 году усердием прихожан и жертвователей Предтеченского храма. Строитель был крестьянин онаго села Прокофий Захарович Овечкин».Так, в гармоническом сочетании традиций, дожили русские часовни до рокового 1917 года. Большевики расправлялись с ними безжалостно и жестоко. Если при закрытии и уничтожении приходских и соборных храмов им еще приходилось сталкиваться с сопротивлением прихожан и духовенства (которое жестоко подавлялось), то защищать часовни было некому.
Несколько больше повезло сельским небольшим часовням, до которых руки у властей попросту не дошли. Но что не сделала злая воля коммунистов, сделала их политика на селе. Запустели некогда многолюдные села, а оставшиеся без ухода и какой-либо заботы храмы и часовни еще стояли. Стояли долго, их строили прочно, на совесть, но запас прочности деревянной постройки не бесконечен. И сейчас их время пришло. За первое десятилетие XXI века мы потеряли более 50 деревянных храмов и часовен русского севера. Они уходят, так и не дождавшись заботливых рук, которые могли бы их спасти.
Возрождение традиции
Но наше время – это не только время горечи и утрат. Это и время христианского возрождения и созидания. За последние два десятка лет в России построено более 500 часовен самых разных видов, от деревянных над святыми источниками до железобетонных, отделанных мрамором и увенчанных позолоченным куполом. Традиция возрождается, восстанавливаются старые ее формы, возникают новые. Строятся часовни и на наших дорогах. Не похожие порой на старые, не похожие на заграничные образцы, не похожие вместе, но с той же сутью, сформулированной более тысячи лет назад в далекой Никее – «чем чаще через изображение на иконах бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним».