Появление Православия на Камчатке, несомненно, связано с русскими экспедициями, поэтому поклонные кресты устанавливались здесь главным образом в память о первых землепроходцах, присоединивших эту территорию к России, а также о тех, кто бесстрашно сражался за Родину и укреплял её рубежи.
Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы и другие населенные пункты с молитвенным прошением у Господао защите поселения. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами. Кресты в Бурятии в основном ставят на вершинах сопок.
О существовании Курильской гряды и Сахалина русским стало известно ещё в середине XVII века. Изучение Курильских островов землепроходцами, начавшееся в XVII столетии, вызвало неуклонное движение русских на юг, от одного острова к другому. Первые научные плавания в Курильские воды были предприняты по инициативе Петра I, который считал своей целью укрепление позиций России на Дальнем Востоке и открытие морских путей в Японию, Китай и Северную Америку.
Севернорусские и соловецкие кресты — наследие христианской культуры. Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге. Поклонные кресты служат верующим местом для молитвы, напоминанием нам о необходимости покаяния, духовного очищения, жизни по законам добра и любви к людям, которые окружают нас. В подножье креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Многие ссыльные обрели на Русском Севере свою Голгофу.
Долгое время территория служила ареной вооружённых столкновений и представляла интерес для крупных государств, пытавшихся установить свой контроль над этим районом. Кавказская война, Великая Отечественная, сталинские репрессии– всё это оставилоздесь глубокий след. Сегодня поклонные кресты устанавливают на местах, где погибли люди, в знак памяти и назидания будущим поколениям.
Что касается межрелигиозной напряжённости, то проходит она гранью в сердцах лишь некоторых людей, в то время как для человека, живущего истинной верой, подобное чувство неприемлемо. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилактв своих проповедях обращает внимание на то, что Церковь на Кавказе многонациональна, а храмы и поклонные кресты - видимый знак безопасности региона.
В Сибири обычай ставить поклонные кресты был принесен первопроходцами. Поклонный крест был для них и как граница Православной Руси-России, и как духовный щит, и как духовное утешение в языческом крае. Традиционно в Сибири кресты ставили на господствующих высотах, на перевалах через хребты, на сопках. В годы торжества Православия города, села и поселки Забайкалья были ограждены поклонными крестами, к которым по чтимым церковным праздникам православные шли крестными ходами и у которых совершались молебны. В годы государственного атеизма охотники, туристы, старатели устанавливали кресты на вершинах скал, на трудных горных перевалах.