Православие и секта "Свидетелей Иеговы"

on 10 Август 2013

Краткая история появления секты «Свидетели Иеговы»

 

21 октября 1844 года называется в учебниках религиоведения днём Великого разочарования. У горы в американском штате Нью-Йорк раздавался плач и вскрики, тысячи людей в белых одеждах  исступленно замирали в сумерках. Многие, продав всё своё имущество в ожидании конца света, предсказанного известным проповедником Уильямом Миллером, лежали  в принесенных к горе гробах. Америка середины 19 века жила мессианскими ожиданиями, почва, обработанная проповедниками, убеждавшими, что человек может построить рай собственными усилиями и уже здесь, на земле, приносила обильные плоды: американцы считали Новый Свет землей Ханаанской, в которой должно вскоре быть построено царство Христа на земле. В это время появлялось множество лжепророков, призывавших людей объединиться для ожидания скорого Пришествия.

Одним из последователей первого адвентизма, пришествия Христа на землю в 1843-44 годах был будущий основатель организации «Свидетели Иеговы» Чарльз Тейз Рассел. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые тогда уже набрали новую силу после Великого разочарования и указывали новую дату Второго пришествия — 1874 год — и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света, как нам известно, опять не случилось. После того, как обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он основал свой журнал — «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый печатный орган будущих иеговистов, которые тогда еще не назывались «Свидетелями Иеговы».

Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины — в частности, стал самолично вычислять дату Второго пришествия. Также как и его предшественники, он обратился к Книге пророка Даниила, в которой говорилось о «семи временах» безумия царя Навуходоносора (Дан. 4:22, 29). Рассел истолковал эти семь времен как семь пророческих лет, в каждом из которых по 365 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет. К ним Рассел прибавил год 607-й до Р.Х. — так он высчитал дату разрушения Иерусалимского храма (на самом деле храм Соломона был разрушен в 587 или 586 г.). Таким образом получился 1914 год. С приближением 1914 года Рассел стал все больше открыто расходиться с базовыми доктринами христианства. Именно тогда он начал отвергать догмат о Святой Троице и божественность Иисуса Христа и стал публиковать том за томом свои «Исследования Писаний». К моменту его смерти в 1916 г. это был уже 6-томный сборник общим тиражом 13 миллионов экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкования и говорил, что если человек изучает Библию, то все, что ему нужно, — это «Исследования Писаний». Если человек 20 лет изучал Библию по его толкованиям, а потом стал читать только одну Библию, то через три года он окажется в кромешной тьме. Если же будет наоборот (человек перестанет читать Библию, а будет читать только его толкования), то ничего страшного не произойдет: он по-прежнему будет находиться в свете, потому что все, что нужно взять из Библии, в толкованиях есть. Необходимо отметить, что у сегодняшних «Свидетелей Иеговы» фактически такой же взгляд на собственные публикации (имеются в виду журналы «Пробудись» и «Сторожевая Башня») и их соотношение с Библией. Рассел умер в 1916 году, и сам имел возможность убедиться в ложности своих предсказаний. Следующим председателем организации Сторожевой Башни стал судья Джозеф Франклин Рутерфорд, который сделал многое, чтобы привести организацию в то состояние, которое оно имеет сейчас. Он же дал ему и современное название - «Свидетели Иеговы».

 

Ложное учение секты и православный ответ на него.

 

От других непротестантских организаций «Свидетели Иеговы» отличаются тем, что не признают, что Святая Троица есть истинный Бог, Бог Библии. Первым, что вы можете услышать, вероятней всего будет «слова «Троица» нет в Библии, о нём не знали ни Апостолы, ни первые христиане, в 4 веке его выдумали епископы Православной Церкви, и то, не все этот термин приняли». Вам также могут показать цитаты и какой-нибудь православной энциклопедии, в которой сказано, что учение о Троице было разработано в 3-4 веке и вызвало большие споры среди христиан.

Первое, что нужно знать, понимание Святой Троицы, которое есть у свидетелей Иеговы, отличается от православного учения, основанного на Божественном Откровении, Священном Писании и Священном Предании. "Вкратце учение о Троице сводится к следующему: существуют три бога. в одном - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три - равновластны, единосущны и предвечны... Вывод очевиден: автор учения о Троице - сатана... Человеку, который искренно хочет познать истинного Бога и служить Ему, трудно будет полюбить и молиться какому-то трехглавому, чудовищному богу...», - пишет один из сектантских журналов. Православные, конечно же, никогда не верили ни  в «трёх богов», ни в «треглавого бога». Каждый день мы исповедуем, что верим в Единого Бога, Единую Природу, Единую Волю, познаваемую в Трех Личностях. Чтобы объяснить эту великую благочестия тайну, Святые отцы Церкви приводили для понимания такое сравнение с солнцем. Диск солнца можно сравнить с Богом отцом, свет, который порождает солнце, подобен  Богу Сыну, исходящее от света, от солнца, тепло подобно Святому Духу. Ни свет не представим без диска, ни тепло без света.

Если мы с вами откроем Библию, то с первой же её страницы увидим, что Откровение Божие говорит о том, что Бог един по Существу и Троичен в Лицах. Возьмем первых стихи Библии: Быт. 1,26 – «и сказал (ед. число) Бог (Элохим мн.ч.): сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» Быт. 11,7 – «и сказал Господь...сойдем же и смешаем там язык их». Являясь древним праведникам, Бог показывал Своё Триединство: Моисею - «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3, 6); однажды, когда пророк Исайя зашёл в Иерусалимский Храм, то вдруг увидел Господа, сидящего на высоком престоле, вокруг Которого стояли серафимы и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Исайя 6, 3. Пророк Давид знал о Триединстве Бога и, когда пророчествовал о Христе, писал: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов моих в подножие ног Твоих». О том, что здесь говорить не о человеке объяснял иудеям Сам Господь Иисус Христос. Но мы знаем и о ситуациях, когда Бог открыто является Своё Триединство: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно, с этого времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» - Исайя 48, 16. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,16-17). Господь, отправляя на проповедь Своих учеников, дал заповедь крестить именно во имя Святой Троицы: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). В Библии есть место, которое напрямую говорит о том, что Бог Един в Трёх Лицах, но сектанты обычно называют этот стих позднейшей неапостольской вставкой: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин. 5, 7).

Из-за непонимания Святой Троицы, свидетели Иеговы неспособны принять и то, что Иисус Христос – есть Бог Иегова, принявший человеческое тело и душу ради нашего с вами спасения. Что Он есть истинный Бог и истинный Человек, взявший на нас всю тяжесть наших грехов, покрывший Собой все пропасти, все противоречия человека и жизни, в которые без Него падает человеческая душа. Так как движение свидетелей откололось от «веры, однажды переданной святым», то среди них самих нет единства о том, Кто же Такой Иисус Христос. Одни считают Его просто человеком, другие архангелом Михаилом, третьи неким могущественным Божеством, но не Всемогущим Богом. Священное Писание совершенно прямо говорит о двух природах Господа Иисуса Христа: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти». (Кол. 2,9); «и беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3, 16); «и Слово стало плотью» (Ин. 1, 14).

Вам, вероятно, скажут, что Сын Божий не обозначает Бог. Но, если мы откроем Евангелие от Иоанна, то прочтем, что за то, что Христос называл Себя Сыном Божьим, Его и хотели убить иудеи, они понимали, что назваться Сыном Божьим значит назваться равным Богу: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 17). И Ветхий Завет, пророчествуя о младенце-Спасителе, о Сыне называл Его Богом: «ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира» Исайя 9, 6. Видим, что Христос называется Отцом вечности, так Сам Господь Иисус Христос называется Себя в Откровении: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8). Если сектанты будут упираться, спросите у них, «если это не вторая Личности Святой Троице, Бог Слов, Иисус Христос, то получается Библии – книга многобожия, ведь она, по-вашему, говорит о двух разных вечных богах». Вот же места, где Иисус прямо назван Богом: (1Ин. 5, 20, Тит 2, 13; Ин 20, 28). В конце беседы хорошо будет спросить, как вы думаете, неужели то спасение, о котором Он обещает людям начиная ещё с Адама заключалось исключительно в смерти одного невинного человеке? Неужели Бог так мстителен? Спросите, не цель ли Спасителя была привести людей к Богу, уничтожив первородный грех, разделяющий человека и Бога? А как простой человек может ввести людей в Царство Божие? В Библии сказано, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3, 13). Если Христос просто человек, то сущим на небесах Он быть не может, значит и остальных людей, верующих в Него, с Собой на небо к Богу Отцу не вознесет. Между Богом и человеком была пропасть, и только благодаря тому, что Бог, не имеющий тела, принял человеческое тело, не перестав быть Богом, человеку открылись двери на небеса к своему Творцу. Богочеловек Иисус Христос – Дверь к Богу, иной нет.

Святой Дух «свидетели» считают безликой силой Бога, которую можно  сравнить с электричеством. Но, если мы откроем Библию, то увидим, что Святой имеет свойства личности: он желает, говорит: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Есть место в Библии, где Святой Дух прямо называется Богом: «Но Петр сказал: Анания! Для  чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 4). Дух Святой по Своей природе равнее Богу Отцу и Богу Сыну;  Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух есть Бог Единый, и вот ещё одно доказательство этого из Библии: «Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Двух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (Деян. 28, 25-26). Эти слова пророк Исайя слышал от Господа Иеговы: «и услышал я голос Господа» (Ис. 6, 8-9). Эти же Слова говорил и Сам Бог Слово, Иисус Христос (Мф. 13, 14). В конце разговора на эти серьезные темы можно спрашивать у свидетелей, как вам кажется, Бог совершенен или нет? Если же Бог совершенен, то совершенен весь, как же тогда Он, совершенная личность, имеет безликого Духа Своею силою? Получается, силы Иеговы отличны по природе от Него Самого. Нам кажется, что это хула на Богу Иегову.

Иеговисты учат, что душа твари - это ее кровь. А так как кровь разлагается вместе с телом, то так же уничтожается и душа. И в доказательство приводят тексты из книг Бытие 9, 4-5; Левит 17, 14; Второзаконие 12,23.

        Мы видим, что во всех этих текстах говорится о телах животных, а не человека. О человеке же сказано только, что в крови его - жизнь его, то есть без крови тело умирает, следовательно, и душа без крови перестает быть в теле. Хотя Священное Писание и говорит о наличии души как у животных, так и у человека, тем не менее, оно различает ее по происхождению (Быт. 1-2 гл.). И душа, и тело животных произошли от земли, а о душе человека Библия говорит, что душу человек получил от Бога, это то дыхание жизни, которое Сам Бог вдохнул в человека. Смерть для человека – момент, когда луша покидает тело.

            О душе человека Сам её Создатель говорил: ...И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28). Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Мф. 20, 28). Товит просил Бога: Итак твори со мною, что Тебе благоугодно, повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю... Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную, и не отврати лица Твоего от меня (Тов. 3, 6). Когда "свидетели" будут читать о "смерти" или "истреблении" души, пусть помнят о том, что богач и Лазарь тоже умерли (Лк. 16, 19-31). Умерли также и те, кто жил во времена Ноя, и к которым во ад сходил Спаситель (2 Пет. 3, 16).

             Мы подошли к последнему вопросу о том, что такое смерть и жизнь в отношении к вечности. Для "свидетеля Иеговы" смерть - это небытие, то есть полное отсутствие сознания. Но Священное Писание нигде не говорит о смерти как о прекращении "всего" человека. Если жизнь - это бытие в Боге, то смерть это бытие вне Бога, это инобытие во "тьме внешней". Святой апостол Матфей записал слова Самого Сына Божия: «Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 11-12, а также - Мф. 22, 13; 13. 42, 50; Иуд. 13). По свидетельству Самого Христа, грешники услышат страшные слова.: «...Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготовленный дьяволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41-46). Из этих слов ясно, что существует реальная вечная смерть в аду и вечная жизнь с Богом. Ни то, ни другое не является аллегорией.