Память Донской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 1 сентября по новому стилю.
История Донского образа
Донская икона Божией Матери является одним из наиболее почитаемых икон в Русской Православной Церкви. Точное время написания образа, а также авторство не известны. Большинство исследователей и искусствоведов называют имя прославленного иконописца Феофана Грека, прибывшего из Византии около 1340 года и много потрудившегося над росписями храмов в Москве, Новгороде и других русских городах. Иконописная манера, в которой выполнен образ, позволяет предположить, что даже если автором Донской иконы был не сам великий изограф, то, несомненно, один из его талантливых учеников.
Сохранилось предание, позже записанное в летописях Донского монастыря, по которому этот образ Божией Матери был принесен в Москву в дар князю Дмитрию от донского казачества. Накануне решающего сражения, получившего позже название Куликовской битвы, святой князь со своим войском молились перед этой иконой, прося Богородицу о победе над врагами русской земли, и эта просьба была услышана Царицей Небесной. В кровопролитной битве на поле Куликовом 8 сентября 1340 года Дмитрий Донской одержал победу над татаро-монгольскими войсками, что стало началом освобождения русских земель от власти Золотой Орды. С тех пор сложилась традиция молиться перед Донской иконой, отправляясь в военный поход или перед сражением. Так, Иван Грозный брал с собой Донскую икону в казанский поход, после чего образ был торжественно перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля. Кроме того, после молитвы перед Донской иконой Москва была избавлена от нападения хана Казы Гирея в 1591 году, когда после крестного хода с образом возле стен города русское войско одержало победу. После этого события был основан Донской монастырь, в котором поместили список с чудотворной иконы. Донская икона сопровождала также русские войска в крымском походе в 1687 году. Таким образом, Донская икона сыграла большую роль в русской истории, показывая особое заступничество и покровительство Божией Матери Русской земле.
После революции Донская икона была конфискована у Русской Православной Церкви и передана в Государственный исторический музей, где были проведены работы по ее восстановлению С 1930 года по настоящий день Донской образ Божией Матери находится в Третьяковской галерее.
Описание Донской иконы Божией Матери и ее списки
По своей иконографии Донская икона относится к типу «Умиление». Золотой фон, символизирующий божественный свет, плохо сохранился на первообразе. Однако, фигуры Божией Матери и Младенца Христа дошли до нас в полной сохранности, лишь нимбы были стерты. Лики Богомладенца и Его Матери поражают одухотворенностью и неземным спокойствием, и производят на смотрящего на икону глубокое впечатление, возвышая душу и наполняя ее умиротворением и надеждой на заступничество Царицы Небесной. Образ написан в спокойных коричневато-золотистых тонах, но использование голубого цвета на части одеяния Богоматери и Богомладенца придают иконе особую выразительность.
На обратной стороне образа написана другая икона, посвященная Успению Пресвятой Богородицы. Судя по манере, весьма отличающейся от школы Феофана Грека, это иконописное изображение было создано гораздо позже. По всей вероятности, иконописец, создавший этот образ, был родом из Новгорода, поскольку лики апостолов напоминают росписи новгородских храмов.
Донская икона была некогда украшена в XVIII веке богатым серебряным окладом с драгоценными камнями, и в нем хранилось множество частиц мощей, а также частица Животворящего Креста Господня. Однако во время пребывания Наполеоновских войск в Москве все драгоценные камни были разграблены, а сама риза утрачена во время революции.
С Донской иконы было сделано множество списков, некоторые из которых дошли до наших дней. Наиболее известным списком является икона Симона Ушакова, хранящаяся в Донском монастыре.
Тропарь, глас 4:
Заступнице верных преблагая и скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, и спаси души наша, яко милосердая.
Кондак, глас 2:
Небесныя обители преселившаяся с плотию, сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, яко знамение Твоея благодати, чтим его лобызающе.
Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.
Молитва:
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.