Таинство крещения - это таинство духовного рождения, являющееся для христианина первым шагом на пути соединения с Богом и знаменующее собой начало новой жизни. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3:6). Это означает, что наше физическое рождение делает нас всего лишь детьми земных родителей, но только через рождение духовное мы можем стать детьми Божьими. Иисус сказал: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3). Свыше - от неба, от Бога. Т.е. крещение - не простая формальность, не элемент русской национальной культуры и не залог долголетия, семейного или денежного благополучия. Крещение - это очищающее покаяние, через которое человек воскресает для новой жизни. Поэтому купель часто сравнивают с гробом: погружаясь в воду, мы словно умираем для прежней жизни. Троекратное погружение означает трёхдневное пребывание Христа в лоне смерти, после чего Он воскресает. Так и мы возрождаемся духовно.
«В беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50,7).
После грехопадения Адам и Ева уже не могли оставить в наследство своим потомкам первозданную природу. У человека прервалось живое и непосредственное общение с Богом, а сама природа сильно исказилась: люди стали подвергаться болезням, страстям, страданиям, смерти. Личной ответственности за рождение с такой природой человек не несёт. Но грехопадение прародителей даёт дьяволу власть над человеком. Следовательно, независимо от своих нравственных усилий, все наследники Адама и Евы после смерти оказывались во власти дьявола. Таинство крещение эту неизбежность разрушает. Окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.«Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего. Но дарует нам свободу от тиранства диавола, который не может против воли нашей властвовать над нами» (преп. Симеон Новый Богослов).
Крёстные родители
«Младенцы удостаиваются благ, даруемых через крещение, по вере тех, которые приносят их к крещению» (Св. Ириней Лионский).
Поскольку на крёстных возлагается ответственность за духовное воспитание крестников, то они должны быть людьми воцерковленными, и, естественно, православного вероисповедания, крещёными в православной церкви; должны приучать подопечных к таинствам исповеди и причащения, молитве, посещению церковных служб, а также служить им примером и молиться о них. Ответственность начинается с отречения от сатаны, когда, отвечая за крестника, тем самым они дают обещание о воспитании его христианином. Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то восприемники становятся свидетелями перед Церковью в верности его слов.
Крёстные родители должны быть совершеннолетними. Они не могут быть родителями крестника (в том числе приёмными), не могут состоять в супружестве с одним из родителей, а также быть супругами между собой в силу того, что, став восприемниками, между ними возникнет духовная степень родства, которая выше любого союза, даже брачного.
Согласно церковным правилам, предписывается иметь восприемника того же пола, что и сам крестник или крестница. Не противоречит канонам и выбор обоих крестных: отца и матери. Взрослый человек может принимать крещение и без крёстных, т.к. его решение сознательное.
Человек может отказать родителям ребенка в том случае, если не чувствует внутренней готовности перед ответственностью стать крестным родителем.
Во многих храмах проводятся специальные беседы (огласительные) для будущих крёстных и родителей, призванные объяснить положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то стоит это сделать.
Подготовка к таинству крещения
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19).
« Мы крестим ребенка. Чего мы ожидаем — если вообще ожидаем чего-либо? Почему мы считаем, что в этом есть смысл? Потому что мы верим, что, осознанно или нет, живой дух, живая душа ребенка способна встретить лицом к лицу Живого Бога. Независимо от всякого психологического восприятия, всякого интеллектуального или эмоционального отклика живая душа встречает Живого Бога, и таинства Церкви обращены к этой живой душе, которая в своем познании Бога не зависит ни от интеллекта, ни от сознания, ни от чего подобного» Антоний, митрополит Сурожский.
Взрослому человеку необходим осознанный подход к священнодействию, главным условием которого является вера. А также понимание того, что сила крещения полностью зависит от искупительной смерти Господа Иисуса Христа и Его Воскрешения. Что же касается младенцев, то здесь всё держится на доверии к их семьям и крёстным родителям, обязующихся воспитать детей в христианской вере и верности Церкви. Ведь посредством крещения человек становится членом Церкви, следовательно, получает возможность принимать участие в церковных таинствах.
Взрослому человеку, готовящемуся стать православным христианином, начать подготовку следует со чтения Священного Писания, книг, разъясняющих христианские догматы, после чего, возможно, возникнут некоторые вопросы. Задать их можно будет либо на огласительных беседах, либо, если таковых в храме не ведётся, обратиться за разъяснением непосредственно к священнику. Дни, предшествующие крещению, лучше провести в духовных размышлениях вдали от суеты. Желательно соблюдать трехдневный (а лучше семидневный) пост.
При крещении младенцев или несовершеннолетних необходимо присутствие крёстных родителей/крёстной матери/крёстного отца. Следует учесть, что в некоторых приходах предварительные огласительные беседы являются обязательными. Взрослому человеку, готовящемуся к таинству крещения, а также крёстным ребёнка полагается знать наизусть и понимать смысл основных молитв: "Символ Веры" и "Отче наш".
Считать, что родной матери нельзя присутствовать на крещении – суеверие. Но есть правило: в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана разрешительная молитва, женщина не может входить в храм, поэтому, когда крестят ребенка до сорока дней, то мать на крестинах не присутствует, но если таинство совершается позже, то она должна там быть.
И взрослому и ребёнку при себе нужно иметь крест на цепочке или тесьме, свечи, крестильную рубаху и большое полотенце (простыню). Если крестильный крест не освящён, важно предупредить об этом священника. После крещения человек его носит всегда.
Имейте в виду, за неделю или две до намеченного события практически в любой церкви требуется совершить предварительную запись.
Совершение таинства крещения
«Да радуется человек, ибо прежде раб и пленник, сразу по выходе из святых вод стал свободным и усыновленным и к царской трапезе призван ... и обиталищем становится Духа» Иоанн Златоуст.
Приготовление в храме к совершению таинства сопровождается особыми молитвами, которые открывают чин оглашения. Троекратно совершается крестообразное дуновение на крещаемого, напоминая о моменте творения: «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2; 7). Священник возлагает руку на его голову, что символизирует руку Господа Иисуса Христа, трижды благословляет крещаемого и начинает непосредственное чтение молитв. Тем временем крещаемый стоит лицом к востоку. Произносятся молитвы запрещения злых духов, в которых именем Божиим заклинается лукавых покинуть крещаемого. Далее священник обращает крещаемого к западу, символу тьмы, чтобы тот отрёкся от "сатаны и всех дел его". Задаются вопросы крещаемому или крёстным родителям его, в ответ на которые высказывается решимость не иметь с дьяволом ничего общего, чтобы в святой купели, призвав Отца, Сына и Святого Духа, освободиться от рабства сатанинского и войти в единение с Богом. Отречения эти заканчиваются характерным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану. После отречения крещаемого поворачивают к востоку, происходит сочетание Христу и исповедание Символа веры. А после начинается и само Крещение.
Купель для крещения младенца, с восточной стороны которой прикрепляются и зажигаются свечи, ставится в центре крещальни. С левой стороны от купели располагается аналой с крестом, Евангелием и крестильным ящиком. Для крещения взрослых в храмах делаются бассейны (баптистерии) для таинств с полным троекратным погружением крещаемого. В случае если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях, будь то болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека, могут просто трижды окропить. Крещение действительно во всех случаях.
Перед купелью становится священник, за ним - крестные, держащие младенца. Если крещаемый - взрослый, то восприемники со свечами в руках становятся позади него. Священником совершается чин освящения воды в купели, затем и елея. Потом он "помазывает" воду в купели или баптистерии, а также самого крещаемого (лоб, грудь, спину между лопатками, уши, руки и ноги). Смысл помазания - освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом. Затем крещаемого трижды погружают в воду с произнесением крещальной молитвы, а после погружений поворачивают лицом к алтарю (в этот момент положено троекратное пение 31-го псалма, призванного выразить радость по поводу очищения от грехов и вхождения в Христову Церковь). После совершения таинства человека облачают в белую одежду и надевают крест.
Сразу после этого совершается другое таинство - миропомазания. При помазании освящённым миром частей тела крещаемого во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, впоследствии укрепляющие человека в духовной жизни. Священник и крестные с новокрещённым трижды обходят вокруг купели в знак радости соединения с Христом для вечной жизни. Миро омывается с тела крестившегося особой губкой, смоченной в святой воде, крестообразно состригаются волосы с четырех сторон, что символизирует покорность Богу и знаменует небольшую жертву, которой человек благодарит Бога за начало новой жизни. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель. Завершается крещение молитвами воцерковления, во время которого лица мужского пола будут заведены в алтарь. Это связано с возможностью в перспективе принятия мужчиной священного сана. Лица женского пола будут воцерковлены перед иконостасом. Крещёным необходимо в ближайшее после крестин время причаститься.