В конце августа 2016 года десять студентов Итонского колледжа побывали в Москве и Санкт-Петербурге. Сайт «Православие.ру» опубликовал интервью с одним из организаторов поездки – Дэвида Уэя – рассказать о своем пути ко Христу
– Дэвид, расскажите, как вы стали христианином.
– С раннего возраста я постоянно задавал себе очень важные жизненные вопросы: в чем смысл жизни? что будет после моей смерти? есть ли жизнь после смерти? есть ли Бог, и если да, то Кто Он? Моя семья была не религиозной, поэтому было не от кого получить ответы на все эти вопросы. Пытался сам их найти, но безуспешно, потому что не знал, к каким источникам надо обращаться, какие книги читать.
Когда мне исполнилось 13 лет, я был принят в Итонский колледж. У нас была учебная дисциплина «теология». Я понял, что существует систематический способ нахождения ответов на эти вопросы, и теология быстро стала моим любимым предметом. На втором курсе обучения в Итоне у меня спросили, хочу ли я пройти обряд конфирмации как член церкви Англии. Я посетил «день изучения конфирмации» и понял, что все «за» перевешивают «против». Походил на предконфирмационные занятия, почитал книги о христианстве и понял, что суть христианской веры не в том, как нам попасть в Рай, а в том, что Иисус Христос сделал для нас (в Своей жизни, смерти и воскресении). Однако у меня все еще было много нерешенных вопросов, связанных с христианской верой. Самая главная проблема состояла вот в чем: евангелик, капеллан колледжа, любил повторять, что для спасения души нужно обязательно быть христианином. Однако в моей семье не все были христианами.
Вскоре я познакомился с одним христианином из моего пансиона, который был на два года старше меня. На протяжении целого учебного года мы проводили с ним вместе по 2,5 часа каждую неделю: внимательно читали Библию, разговаривали об опыте христианской жизни (чудеса, исполнения молитвенных прошений) и самое главное – молились. Оглядываясь назад, могу сказать, что в тот период я начал становиться христианином.
– Итон, как известно, англиканский колледж. Посещают ли студенты часовню?
– Ежедневное посещение часовни обязательно. Но проблема в том, что, по моему мнению, оно мало что дает. Да, в часовне читается Евангелие, но по «Библии короля Иакова»[Перевод Библии на английский язык, выполненный под патронажем короля Якова I Стюарта; выпущен в 1611 г.], которую все равно никто не понимает; к тому же, акустика в часовне очень плохая, так что никто почти ничего не слышит. Проповеди, которые произносятся после Евангельских чтений, не имеют никакого значения. Боюсь, что вера многих старших священников колледжа отлична от моей. Думаю, то, что большей частью проповедуется в нашей часовне, это не христианство, а некие христианские ценности, такие как любовь к ближнему и так далее. Но быть настоящим христианином не значит быть просто хорошим человеком; главное в жизни христианина (насколько я это понимаю) – твои отношения с Богом, следовательно, в центр всего должны ставиться жизнь, смерть и воскресение Христа.
Есть определенные вещи, являющиеся фундаментальными для христианской веры, и мне кажется, что большинство священников нашего колледжа совершенно не придерживаются этих убеждений, и это настоящая проблема.
Абстрактно-академическое исследование слова Божия – это одно, а изучение верующим Писания ради спасения – совсем другое
Каждому учащемуся Итона по прибытии в колледж дается экземпляр Библии – школа ежегодно закупает 260 экземпляров. Но многие просто ставят Библию на полку и забывают о ней до конца учебы. Да, в учебный процесс Итона входит изучение Библии: например, есть курс по изучению Евангелия от Марка. Но абстрактно-академическое исследование слова Божия – это одно, а изучение верующим человеком ради спасения – это другое. Заведующий пансионом осознавал мой искренний интерес к вере, поэтому он вдохновлял меня на чтение Библии, заботясь обо мне как о человеке.
– Знают ли учащиеся Итонского колледжа о святых отцах Церкви, британских святых, об их жизни?
– Учащиеся, которых интересует учебный предмет «теология», могут в свободное время, например, узнать побольше о великих отцах-каппадокийцах. Но историю ранней Церкви в колледже не преподают, поэтому любые знания на эту тему могут быть почерпнуты ими только из прочитанного в свободное время.
Итонский колледж – это англиканское учебное заведение, и я не думаю, что отцам древней Церкви и британским святым уделяется большое внимание. Хотя значительная часть мальчиков колледжа (возможно, две трети от общего числа учащихся) называет себя христианами, но большинство из них связывают себя с христианством лишь в «культурном смысле» (празднуют Рождество и Пасху) или даже в чисто практическом смысле (собираются венчаться в церкви Англии).
Евангелическая традиция признает лишь один авторитет – Священное Писание. Считаю это большой ошибкой
Для евангелического/харизматического христианства отцы Церкви и британские святые не имеют никакого значения, потому что евангелическая/харизматическая традиция признает лишь один авторитет – Священное Писание. Считаю последнее большой ошибкой. Эти христиане путают понятия «главный авторитет» и «исключительный авторитет» применительно к Библии. Даже если евангельские христиане заявляют, что считают Священное Писание главным (но не единственным) источником веры, тогда имеет смысл говорить об отцах Церкви и христианских святых, но они не говорят ни о тех, ни о других – и это свидетельство того, что они признают только авторитет Священного Писания. Кроме того, евангельские христиане верят, что любой христианин уже является святым, то есть святые – это не обязательно какие-то особенные люди. Если вы – последователь Христа, то Христос видит вас в Своем свете и, следовательно, вы уже «очищены», святы. Не уверен, что согласен с таким пониманием.
Лично я верю в то, что Иисус Христос является главным источником и авторитетом в жизни людей. Евангельские христиане скажут, что Христос открывается различными путями: через церковную традицию, Библию, опыт, разум и так далее – и что должно быть «верное средство». Но я не думаю так. Мне кажется, христианская жизнь не такая четко очерченная, как это представляют евангельские христиане. Один из моих любимых библейских стихов гласит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же [после смерти] лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12).
– Способствует ли образование в Итонском колледже тому, чтобы искать высший смысл жизни?
– Я думаю, что каждый человек в глубине души, независимо от места проживания, происхождения или посещаемой им школы, ищет высший смысл в жизни, потому что таким образом Господь разговаривает с нами и говорит, что мы должны верить в Него.
Итонский колледж старается добиваться превосходства и совершенства во всем, что он делает, поэтому его выпускники в дальнейшем становятся премьер-министрами; поэтому принцы Уильям и Гарри тоже учились здесь… Я приехал в Россию не только со своими друзьями, но и с некоторыми из наших лучших студентов, блестящих талантов Итона. Иметь установку быть лучшим, несомненно, хорошо – с одной стороны, но неправильно с христианской точки зрения, потому что материальному успеху отводится слишком много внимания.
Например, некоторые люди становятся специалистами в экономике и умелыми в бизнесе. Следовательно, они стремятся заработать очень много денег и думают, что это принесет им успех, счастье и удовлетворение в жизни. Но потом они начинают искать более глубокий смысл, высший смысл жизни, потому что то, что они получили в Итоне, оказалось недостаточным. Не уверен, что выражаю свои мысли понятно… но, как мне кажется, эта «культура соперничества», этот упор на самоуважение и чувство собственного достоинства, культивируемые в Итонском колледже, с точки зрения веры факторы скорее негативные, поскольку это значит, что вы полагаетесь сами на себя, а не на Бога. Если у вас нет доверия Всевышнему, то обязательно появятся глубокие сомнения в том, наполнена ли ваша жизнь смыслом.
– Как часто вы обсуждаете вопросы веры с другими студентами? Какова их реакция?
– Как только я стал христианином, то начал обсуждать вопросы веры с собратьями по Итону очень часто, ежедневно. Но со временем стал осознавать, что порой я был слишком напористым, и это имело противоположный эффект – совсем не тот, что я ожидал. Тогда я стал задавать вопросы не так часто. В итоге в Итоне я заслужил репутацию христианина. Частично это связано с моим характером и моими усилиями жить христианской жизнью, но, в первую очередь, с моими публичными выступлениями. Я, действительно, публично выступал перед группой своих сокурсников на тему «Как и почему я стал христианином». Это значит, когда у других мальчиков возникают вопросы относительно веры (иногда вопросы искренние, а иногда они просто хотят со мной поспорить), они знают, что я всегда готов им ответить. Я уже разговаривал с очень многими людьми и привык к тому, что они критикуют веру, обвиняя ее в иррациональности, потенциальной опасности, тенденции к фанатизму (ИГИЛ[Запрещенная в России организация], Ку-клукс-клан, Аль-Каида).
Я никогда никого не убеждал «стать христианином», но у меня часто получаются шаги в верном направлении – через объяснения или полезные аналогии, помогающие людям решить серьезные проблемы. Думаю, чтобы убедить человека стать христианином, нужно пройти с ним несколько этапов. Надеюсь, что у меня получилось помочь многим пройти их.
– Каким вы видите будущее христианства в Британии?
Британия – богатая страна, а когда у людей есть благосостояние, то материальные ценности становятся их богом
– По своему скромному опыту могу сказать, что мне видится весьма пессимистичная картина христианского будущего Британии. Я увидел такую закономерность: чем либеральнее, демократичнее и богаче становится страна, тем больше оскудевает ее вера. Простое объяснение: Британия – это богатая страна, а когда у людей есть благосостояние, то материальные ценности становятся их богом. Думаю, одним из определений бога может быть следующее: «то, что является центром вашей жизни». Так, многие люди «одержимы» желанием приобрести новую машину, новый дом, новое золотое или бриллиантовое ожерелье и т.д. и т.п. Таким образом, эти вещи становятся смыслом жизни людей, а Бог оказывается как бы ненужным.
В то же время я заметил, что вера людей в Бога усиливается больше всего, когда они страдают, попадают в бедственное или сложное положение. Я познал это на собственном опыте и дважды ощутил силу христианской молитвы. В первом случае вместе с Сэмом Джонсом мы молились о том, чтобы встреча с президентом Путиным прошла благополучно, потому что боялись: вдруг некоторые члены нашей группы начнут говорить несерьезные вещи? Во втором случае я усиленно молился за сильно заболевшего Сэма, чтобы он скорее поправился и смог прийти на встречу с президентом. Когда общество, экономическая система или правительство делает все для того, чтобы «жизнь граждан была максимально счастливой во всех отношениях», то вера, как правило, отбрасывается на второй план. Процветает же вера в период трудностей и тягот – вот почему сегодня христианство так растет в Китае, Латинской Америке, то есть в преимущественно бедных регионах. Почему? Потому что людям больше не к кому обратиться! Ведь недаром Евангелие – особенно Евангелие от Марка – это довольно краткая биография, насквозь пропитанная страданиями Христа. Фактически треть всего евангельского повествования посвящена описанию страданий («страстей») Христа. Когда люди испытывают страдания, для них оказывается возможным связать это с тем, что они услышали, узнали в Евангелии. Подчеркну слово «связать», потому что только когда вы находитесь в связи с другим человеком (то есть в том состоянии, когда вы понимаете этого человека), открывается возможность быть убежденным в истинности того, во что этот человек верует.
С Дэвидом Уэем беседовал студент 3 курса бакалавриата Константин Белый
Перевел с английского Дмитрий Лапа
8 сентября 2016 г.
источник http://www.pravoslavie.ru/96839.html