Поклонные кресты в России
Под старой березой — крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было — никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит — давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.
И.С. Шмелев. «Богомолье»
Из глубины веков
Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.
История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал на днепровском берегу. «И заутро встав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сии? – Яко на сих горах воссияет Благодать Божия; имать град велик бытии и церкви многи Бог воздвигнути имать». И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помолился Богу, и слез с горы идее же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе».
В XIX веке археолог К.А. Лохвицкий произвел раскопки в Киеве с целью найти возможное место установки апостольского креста, но не преуспел в этом. Многие историки считают упоминание о путешествии апостола Андрея по славянским землям недостоверным, сомневался в нем и автор «Повести временных лет» преподобный Нестор летописец, который в своем труде прямо указывал, что «апостолы к словенам не ходили». Однако, для христианского народа само появление легенды об апостольской проповеди в его землях или хотя бы о посещении учеником Христа этих земель – уже важный этап в истории.
Судя по данным археологии, поклонные кресты попали на Русь из Скандинавии, почти одновременно с принятием Христианства и утверждением во главе русского государства варяжской правящей династии. Не случайно один из древних каменных крестов предание связывает с именем брата легендарного Рюрика – Трувора. «Труворов крест» находится на кладбище, расположенном рядом со старым городищем Изборска, примерно в 5 верстах от существующей и поныне крепости. Специалисты считают его не поклонным, а могильным и относят к XIV – XV вв. Но сам наличие предания говорит о том, что возможно некогда на городище существовал и крест, действительно поставленный во времена князя Трувора. Всего на псковских и новгородских землях археологи насчитывают несколько сотен каменных крестов, поставленных в XII – XVII вв., а также несколько деревянных, которых, без сомнения, в прежние времена было гораздо больше.Наиболее древним из них специалисты считают каменный крест, поставленный в самых верховьях Волги при впадении ее в озеро Стерж. На нем удалось разобрать следующую надпись:
В лето 6641 (1133)
Месяца июля 14 день
Почах рыти реку сю
Аз Иванко Павлович
I крестъ съ поставихъ
Иванко Павлович – был одним из посадников Господина Великого Новгорода, а этим крестом он отметил начало гидротехнических работ на важном торговом пути.
Но надписи на крестах отмечали не только памятные события, но часто содержали молитвы, в том числе и покаянные. Такие кресты часто встраивали в стены храмов. Например, на одном из крестов, вделанных в стену Борисоглебской церкви в Новгороде Великом, можно прочесть следующее:
«Исус Христос Царь Славы. Ника.
Господи, спаси и помилуй раба своего (оставлено место для имени)
Дай, Господи, ему здравие и спасение, отданье грехов, а в будущий век – жизнь вечную».
Археологи установили, что первоначально этот крест был установлен где-то в открытой местности, а затем, в 1377 году, перенесен и встроен в стену храма.
Возможно, перенос этого и других крестов поближе к храмам был вызван их, говоря современным языком, техническим состоянием. Есть также версия, что эти кресты использовали сторонники еретического учения стригольников, для своих тайных встреч, вот церковные власти и перенесли их к храму поближе.
В церкви Фрола и Лавра на Людогощинской улице в Новгороде сохранился богато отделанный деревянный поклонный крест, изготовленный, в 1359 году жителями Людогощинской улицы. В настоящее время святыня находится в Новгородском музее. На кресте можно увидеть 18 медальонов с изображениями святых, а вся поверхность - покрыта искусно сделанным орнаментом. Возможно, в древности он был еще и раскрашен яркими красками. Перед нами фактически часовня в миниатюре, сохранившаяся только благодаря пребыванию внутри храма.
- Назад
- Вперёд >>