Великий пост

on 23 Февраль 2015
Великий пост

Великий пост называют также святой Четыредесятницей. В это время верующие стараются проводить время в строгом воздержании, усиленно молятся, чтобы достойным образом приготовиться к встрече Светлого Христова Воскресения или Пасхи. Среди всех постов, — а их всего четыре, — Великий пост имеет самое глубокое значение и древнее происхождение, так как служит напоминанием о сорокадневном посте Господа нашего Иисуса Христа в местах пустынных. Перед началом Великого поста в церкви идут специальные подготовительные недели, которые так же, как и постные седмицы, имеют свое определенное значение. Кульминационным моментом поста является Страстная седмица, во время которой Церковь вспоминает страдания Спасителя и Его распятие за грехи рода человеческого. Воскресение Христово является самым большим и светлым торжеством для христиан, так как напоминает о всепобеждающей любви Божией и возможности спасения каждого человека.

Во время поста христиане стараются переосмыслить всю свою прошедшую жизнь, покаяться в своих грехах и злых поступках, приступив к Таинству Исповеди в церкви. Также во время поста, испросив у Бога прощения за скверные мысля и поступки, усердно помолившись, чада Церкви причащаются святых Христовых Таин. Маленькие дети перед участием в Таинстве Евхаристии начинают исповедоваться с семилетнего возраста, а до этого времени за их поведение несут ответственность родители.

В первые дни Великого поста, а так же на пятой его неделе, в православных храмах поют Великий покаянный канон святого Андрея Критского, в котором описываются яркие и душеспасительные образы изгнания после грехопадения первых людей из рая, райское блаженство, потоп и спасение семьи праведного Ноя и многие другие. Все эти образы автор связывает с покаянными чувствами и стремлением измениться к лучшему.

О важном значении поста для спасения души человека говорит Сам Спаситель, как свидетельствует Евангельское повествование, описывая случай исцеления сына человека, страдающего бешенством. Ученики Спасителя не смогли его исцелить и изгнать злого духа. После того, как Спаситель совершил исцеление, ученики у Него спросили, почему им не удалось этого сделать. В тот момент Спаситель засвидетельствовал Своим ученикам, что такое чудо можно совершить только через молитву и пост.

Молитва является дыханием для души. Как тело нуждается в воздухе, так и душа человека должна постоянно пламенеть в молитве к Богу. Усилив особым образом молитву во время поста, человек после его завершения также должен помнить о необходимости обращения к Богу.

Великий постВо время поста по мере сил верующие стараются воздерживаться от вкушения скоромной пище, к которой относятся молочные и мясные продукты, яйца и другие продукты животного происхождения. При более строгом посте, каким является Великий пост, есть ограничения даже на вкушение рыбы, морепродуктов и растительного масла. Меру телесного воздержания нужно определять, исходя из сил и возможностей своего организма, обязательно посоветовавшись с духовником или священником.

Целью поста является стремление приучить тело подчиняться душе, то есть в первую очередь заботиться об удовлетворении духовных потребностей. Поэтому в это время нужно отказаться не только от скоромной еды, но и от различных развлечений, стараться побеждать в себе греховные наклонности и страсти, развивать смирение, заботу о ближних, щедрость, великодушие, сострадание и другие христианские добродетели. Самой главной страстью, по мнению многих святых отцов, является гордость. Если человек соблюдает телесное воздержание, но превозносится перед ближними, то пост не принесет ему никакой пользы. В одной из подготовительных недель к Великому посту вспоминается образ молитвы мытаря и фарисея. Фарисей, на его взгляд, исполнял все необходимые постановления, однако превозносился этим перед другими людьми. Мытарь, видя свои недостатки, в молитве просил у Бога прощения и милости. Фарисей же, произнося свою молитву с превозношением, благодарил Бога, за то, что не является таким, как мытарь. Человек, впавший в горделивое чувство, оказывается неспособным видеть свои недостатки и работать над ними, что может привести к духовной гибели. Церковь призывает во время подготовки к посту и его проведения в первую очередь подражать поведению мытаря, осознавая свои греховные пороки и прося у Бога помощи в борьбе с ними.

Соблюдать пост, в том числе телесное воздержание, нужно стараться таким образом, чтобы это было скрыто от глаз других людей. Спаситель учит, что во время поста нужно быть радостным и поститься не для людей, а для Бога.

Великий постВ дни Великого поста нужно как можно чаще посещать храм Божий и участвовать в богослужении, внимательно задумываясь над словами произносимых в храме молитв. Также следует помнить о том, что ограничивать себя нужно в меру, так как неумеренное ограничение может привести к унынию и греховному падению. Например, если человек еще не имеет привычки читать полностью утреннее и вечернее молитвенное правило, то в дни поста он может читать эти правила полностью. Если же такой человек возьмет на себя подвиг не только чтения этих молитв полностью, но также и различных канонов, Псалтири и других молитвословий, то это может оказаться для него непосильным.

Телесное воздержание также не будет иметь смысла, если при его соблюдении, человек будет с раздражением относиться к близким людям, не иметь душевного мира. В особенные дни Великого поста нужно перед мысленным взором своего сердца иметь образ страдающего за наши грехи Спасителя, учившего нас прощению, любви и кротости.

Молитва:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон). Боже, очисти мя грешного, (12 раз и столько же поясных поклонов). Потом повторить всю молитву: Господи и Владыко живота ....... во веки веков, аминь. (и один земной поклон).