Рождественский пост

on 28 Ноябрь 2014
Рождественский пост

Рождественский пост готовит верующих к встрече праздника Рождества Христова. Его продолжительность составляет сорок дней. Второе название Рождественского поста — Филиппов пост — связано с тем, что 27 ноября Церковь празднует память святого апостола Филиппа, а на следующий день начинается так называемый зимний пост, который призван освятить завершающую часть года.

Этот пост служит цели подготовки души человека и его тела через телесное воздержание, покаянные чувства и усиленные молитвы к очищению его духовного состояние. Из евангельского повествования известно, что к родившемуся Богомладенцу пришли волхвы из восточных стран и принесли Ему свои дары. Самым главным даром, который мы можем принести Богу, является наше чистое сердце.

О Рождественском посте существует большое количество упоминаний, начиная с древних времен. Например, в творениях святого Амвросия Медиоланского и блаженного Августина, которые жили в IV веке. Сохранилось также весьма образное и яркое свидетельство о Рождественском посте святого Льва Великого, который говорил о том, что Господь проявил великую щедрость по отношению к людям, даруя изобилие плодов земных, поэтому в Рождественский пост христиане также должны проявить щедрость по отношению к бедным и нуждающимся людям.

Рождественский постВ дни Рождественского поста все призваны возгревать в себе чувство любви и благодарности к Богу, готовясь поучаствовать в дивном событии пришествия Господа в мир. Святой Феофан Затворник говорил, что во время этого поста каждый верующий человек должен таким образом поучаствовать в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, чтобы оказался способным ощутить тот факт, как Слово стало плотью, осознать, что Сам Господь Бог принял образ человека, приобщившись нашей плоти и крови.

По сравнению с Великим постом Рождественский пост не является таким строгим, однако он также должен проходить с рассудительностью, так как каждый человек имеет определенную меру своего физического здоровья, крепости, имеет возрастные и некоторые другие особенности.

Святые отцы предупреждают верных чад Церкви Христовой об опасности чрезмерного поста, который может принести более вреда, чем, если бы человек вообще не соблюдал пост. Есть такие люди, которые пытаются на себя брать очень большие подвиги и не соответствующую их внутреннему состоянию меру воздержания. Как в обыкновенном учении обычным наукам, если человек изначально был научен неверно, то переучить его бывает значительно сложнее, чем учить заново, так и в случае неверного соблюдения поста. Тот человек, который не соблюдал пост вообще, при верном духовном руководстве и при умеренном воздержании может постепенно восходить по лестнице духовного возрастания. Человек же, безрассудно взявший на себя непосильную нагрузку, может привести свою духовную жизнь к немалым искажениям, исправить которые будет намного труднее.

Рождественский постВо время поста у человека может обостряться чувство восприятия добра и зла, могут быть определенные искушения и испытания, вследствие чего он либо будет приближаться к Богу, либо удалять себя от Него. Святая Синклитикия говорила о том, что внешнее воздержание, не соответствующее уровню духовного состояния человека, может принести больше вреда, чем пользы для души постящегося, так как у такого человека большая вероятность возникновения чувства тщеславия или превозношения над ближними. Нужно быть готовым к тому, что в дни поста могут обнажиться те страсти и духовные пороки, которые в нас скрываются. Например, раздражение по отношение к другим людям, злость, зависть, обида, но их обнажение не должно служить поводом к унынию, а наоборот должно побуждать христианина к борьбе с этими наклонностями через усиленную молитву и осознание своей немощи.

Телесное воздержание способствует тому, чтобы человек стал более восприимчивым к явлениям мира духовного. Вырывая из своего сердца сорняки греховных страстей, человек приближается к ангельским силам и общению с Господом.

Священное Писание повествует об истории безблагодатного и даже греховного поста, когда более сорока иудеев договорились о соблюдении строгого поста (не будут есть и пить) до того момента, пока не будет убит святой апостол Павел. Многие из них искренне заблуждались, полагая, что творят волю Божию, испытывая ненависть к святому апостолу. В мире существует немало примеров ложной духовности, где телесное воздержание и самоотвержение не способствуют духовному возрастанию души человека в христианском понимании. Есть случаи, когда люди, вдохновленные ложной идеологией, готовы были не только терпеть различные лишения, но даже пожертвовать собственной жизнью ради нее. Однако следует задуматься о том, что многие жертвы тоталитарных сект и ложных идеологий отличаются своим искренним горением и небезразличием. Если бы таким людям открылось понятие об истинном Боге, то возможно, они бы стали ревностными христианами и подвижниками благочестия. Поэтому время поста в первую очередь должно побуждать нас к борьбе с чувством теплохладности, то есть безразличного отношения к духовным предметам и понятиям. Спаситель предупреждал, что в последние времена даже в Церкви будет встречаться большое распространение теплохладности. Читая повествования о святых угодниках Божиих, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, усилив молитву, посещая богослужения, проявляя милосердное отношение к ближним и борясь с собственными немощами и страстями, нужно приложить все усилия к предупреждению и борьбе с этим опасным состоянием души.

Молитва:
Псалом 50 — покаянный псалом Давида
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселiе; возрадуются кости смирeнныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззаконiя моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путeм Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на oлтарь твой тельцы.