Принято считать, что Великий пост кончается за неделю до Пасхи, а Страстная седмица стоит отдельно от сорока дней этого поста. Однако великопостное богослужение с литургией Преждеосвященных даров совершается до Страстной среды. Интересно, что вечером этого дня совершается чин прощения, похожий на тот, что проводился в Прощеное воскресенье перед началом поста. В этом чине просят прощения за обиды, которые причинили ближним в течение Святой Четыредесяницы. В Русской Православной Церкви чин прощения совершался достаточно торжественно, с благовестом, однако в современной практике этот чин часто опускается. Таким образом, можно считать, что Великий пост длится до Страстной среды, а со следующего дня начинается пост перед Пасхой. В среду также в последний раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными поклонами, которые прекращаются до праздника Пятидесятницы. Исключение составляют земные поклоны, совершаемые в Страстную пятницу перед Плащаницей. В Великую Среду существует традиция приступать к таинству Исповеди, чтобы иметь возможность причаститься на следующий день.
Богослужебные особенности Великой Среды
Если во время поста на будничных службах читалась Книга пророка Исаии, то в среду Страстной седмицы читаются первые главы из Книги пророка Иезекииля. В этом отрывке пророк посылается с проповедью к людям и получает повеление испробовать свиток с вписанными в нем словами горечи, но в устах Иезекииля этот свиток становится слаще меда. В Церкви под этим пророчеством понимается крестный путь Спасителя, который, быв наполнен горечью страдания, стал для человечества источником радости. Но для того, чтобы прикоснуться к этой великой радости, необходимо пройти вместе с Христом этот крестный путь, сораспяться Ему, умереть с Ним, чтобы воскреснуть вместе со Спасителем.
Евангельское чтение Страстной среды
В среду Страстной седмицы продолжается чтение Евангельских глав, посвященных последним дням жизни Христа. Центром богослужения этого дня являются два Евангельских события: возлияние мира на главу Христа грешницей и предательство Иуды. О покаянии женщины подробно повествует евангелист Матфей. Когда Господь находился в Вифании, то в дом пришла грешница и принесла с собой миро — благовонную смесь растительных масел и душистых трав, которая использовалась на Востоке для помазания царей и первосвященников в знак их высокого достоинства, а также богатыми людьми в повседневной жизни. Ученики осудили женщину за такое расточительство, но Христос, видя ее сокрушенное сердце, принимает этот знак покаяния и предсказывает, что через возлияние мира женщина как бы приготовила Его к погребению.
Предательство Иуды
Поступок грешной женщины, возлившей миро, был продиктован верой и не имел какой-то корыстной цели, потому он особенно контрастирует с другим важным событием этого дня — предательством Иуды. Этот ученик Христа, одержимый страстью сребролюбия, желал получить от своего Учителя земных благ и богатства, но, по-видимому, случай с кающейся грешницей окончательно убедил его в том, что Христос ставит превыше всего богатство духовное. Евангелист Матфей говорит о том, что сразу после возлияния мира женщиной Иуда Искариот идет к первосвященникам, и, зная об их стремлении убить Христа, обещает им указать, когда Иисус будет находиться один, без народа. Первосвященники называют небольшую сумму, которую они готовы дать за это предательство – тридцать серебряных монет. В церковных текстах говорится о том, что это была цена беглого раба, и этим первосвященники выражают свое презрительное отношение ко Христу. Однако Иуда не торгуется и берет предложенные ему деньги. Сравнивая поступки Иуды Искариота и кающейся женщины, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его».
Тропарь пророчества, глас 8 (на 6-м часе):
Днесь лукавое собрася сонмище, и на Тя тщетная поучишася. Днесь от согласия удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует: яко един за всех восприемлеши смерть волею, Избавителю наш Христе Боже, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Паче блудницы Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти Спасе: от скверных дел моих избави мя.
Молитва (Икос):
Яже первее блудница жена, внезапу целомудренна явися, возненавидевши дела студнаго греха, и сладости телесныя, поминающи студ многий и суд мучения, егоже претерпят блудницы и сквернии, от нихже первый есмь аз, и боюся: но пребываю в злом обычаи безумный. Блудная же жена убоявшися, и потщавшися скоро прииде, вопиющи ко Избавителю: Человеколюбче и Щедре, от скверных дел моих избави мя.