Великая Суббота

on 10 Апрель 2015
Великая Суббота

Великая Суббота перед Пасхой является особым днем, наполненным радостным ожиданием Христова Воскресения. В древней Церкви эта суббота была связана с большой радостью, потому что в этот день многие принимали Таинство Крещения, чтобы вместе со всей Церковью славить Воскресшего Христа.
Согласно христианскому вероучению, после Своего распятия и смерти Спаситель сошел во ад, где совершил проповедь и вывел души ветхозаветных праведников, в том числе и прародителей Адама и Еву. В книгах Евангелия нет прямого указания на эти события, однако в других книгах Нового Завета есть упоминания об этом. Так, в одном из своих посланий апостол Петр пишет: « … Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:19-20).

Ветхозаветные пророчества о сошествии во ад
В некоторых книгах Ветхого Завета также иносказательно предсказывалось сошествие Господа во ад. Одним из наиболее известных прообразов является пророк Иона, который, потерпев кораблекрушение, был поглощен китом и провел в его чреве три дня. Сам Господь, обращаясь к ученикам и говоря им о Своем трехдневном пребывании среди умерших, напоминает об этом ветхозаветном пророке. Указания на сошествие Христа во ад встречаются также в Псалтири, а также в книгах пророка Осии и Исаии.

Сошествие во адСошествие во ад и его значение
Все святые отцы единодушно признавали факт сошествия Христа во ад и Его проповеди среди умерших, однако среди учителей Церкви не было единого мнения о том, кто был выведен из преисподней – все ли умершие или только души праведников. Церковь рассматривает сошествие во ад как часть искупительной жертвы, принесенной Господом ради спасения людей. Если Своей смертью на кресте Спаситель уничтожил первородный грех, тяготеющий над человечеством со времен прародителей, то сошествием в преисподнюю Господь разрушил ад. Следует обратить внимание, что в православной традиции не изображали Господа, выходящим из гроба, как это было принято в Западной Церкви. На византийских и русских иконах мы видим, как Спаситель выходит из преисподней с крестом в руках, выводя за собой Адама и Еву и других людей, а на заднем плане видна черная бездна и обломки разрушенных ворот, которые некогда закрывали людям путь ко спасению.

Литургия Великой субботы
В день Великой субботы совершается литургия Василия Великого. Во время этого богослужения читается большое количество ветхозаветных отрывков, паремий, в которых даются пророчества о страстях, смерти и воскресении Спасителя, а также о будущей славе Новозаветной Церкви. Во время этой службы священнослужители меняют темные облачения на белые. В древности верующие не покидали храм после окончания литургии, а ожидали начала пасхальной службы, потому священнослужители благословляли хлебы, которыми люди могли подкрепить свои силы. В настоящее время после субботней литургии совершается освящение пасхальной трапезы.

Схождение благодатного огняСошествие благодатного огня
Каждый год в Великую субботу в Иерусалимском храме Воскресения Христова совершается величайшее чудо – сошествие благодатного огня. В Священном Писании и церковной гимнографии Господь наш Иисус Христос называется Светом, и чудо схождение огня подтверждает близость к нам присутствия Божия и истинность Его Воскресения.
Представители различных христианских церквей собираются в Иерусалимском храме для присутствия при этом чуде, однако благодатный огонь сходит только по молитве православного патриарха Греческой Церкви. Паломники, с пучком тридцати трех свечей, в знак количества лет земной жизни Спасителя, с молитвой ожидают совершения чуда. Свидетели говорят о том, что в первые минуты после своего схождения благодатный огонь является как бы не материальным и не имеет свойств обычного огня, то есть не жжется.
Нам неизвестно, когда начало совершаться чудо сошествия благодатного огня, однако первые упоминания об этом появляются не ранее IX века. В некоторых средневековых свидетельствах говориться о чудесном возгорании лампад, находящихся над Гробом Господним.

Тропарь, глас 2:
Благообразный Иосиф, / с древа снем пречистое тело Твое, / плащаницею чистою обвив, / и вонями во гробе нове покрыв положи.

Кондак, глас 6:
Бездну заключивый, мертв зрится, / и смирною и плащаницею обвився, / во гробе полагается яко смертный Безсмертный: / жены же приидоша помазати Его миром, / плачущия горько и вопиющия: / сия суббота есть преблагословенная, / в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.

Молитва:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества. / Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.