Лазарева суббота

on 18 Апрель 2016
Лазарева суббота

Воскрешение праведного Лазаря является передвижным праздником и отмечается в шестую субботу Великого Поста. В 2016 году этот праздник попадает на 23 апреля.

Евангельское повествование
Празднование Лазаревой субботы началось в Церкви достаточно рано, поскольку это событие крайне важно не только для христиан, но и для всего человечества, так как в нем был явлен прообраз всеобщего будущего воскресения. Кроме того, восстание Лазаря из гроба послужило прообразом смерти и Воскресения Иисуса Христа, которые должны были совершиться спустя несколько дней после описываемого события.
О великом чуде воскрешения Лазаря рассказывает только один апостол и евангелист Иоанн Богослов, и это повествование является одним из самых удивительных и эмоциональных во всей Евангельской истории.
По рассказу святого Иоанна Богослова, близкий друг и ученик Господа Иисуса Христа, Лазарь из Вифании, был тяжело болен, и поэтому его сестры Марфа и Мария послали сообщить любимому Учителю об этом. Однако Христос пошел в Иудею спустя несколько дней, а когда Он и Его ученики пришли в Вифанию, то Лазарь уже скончался и находился четыре дня в гробе. Сестры умершего исповедали свою веру во Христа как Спасителя и Сына Божия, а также в то, что умершие воскреснут в конце времен.
Придя к пещере, где по иудейскому обычаю был погребен Лазарь, Христос был так тронут горем и слезами Марфы и Марии, что Сам прослезился. По Его повелению камень, закрывавший вход в гроб, был отвален, и Он приказал Лазарю выйти из пещеры, совершив чудо воскрешения. Свидетелями этого чудного явления были многие иудеи, которые пришли утешить сестер в их горе. От них о совершенном событии узнали фарисеи: это окончательно повлияло на их решение убить Христа.

Церковное Предание о Лазаре
О дальнейшей судьбе Лазаря мы узнаем из церковного Предания, которое говорит о том, что он вынужден был покинуть Вифанию, опасаясь преследований со стороны фарисеев. Вместе с сестрами Марфой и Марией он поселился на острове Кипр, где был рукоположен апостолом Павлом в епископа и совершал свое служение около 18 лет. Праведный Лазарь прожил еще 30 лет после своего чудесного воскрешения и скончался около 63 года.

Иконография праздника
В христианском искусстве сюжет воскрешения Лазаря появился очень рано, и первые изображения Евангельского события встречаются уже в росписях катакомб и в рельефах саркофагов, что легко объяснимо. Смерть получила для христиан новое осмысление, и иконописцы пытались передать веру Церкви в воскресение и освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти через живописные образы, поэтому использовали изображение этого сюжета в местах погребения. Иконописное изображение одного из самых удивительных эпизодов Новозаветной истории призвано было выразить веру и надежду христиан на жизнь в будущем веке, прообразом чего послужило воскрешение Лазаря спустя четыре дня после его смерти. Воспоминание о Лазаре Четверодневном было настолько важно для христиан, что первые изображения описываемого события появились даже раньше установления праздника. Композиция иконы «Воскрешение Лазаря» является достаточно сложной и имеет большие отличия в разных христианских странах. В катакомбах изображение чуда передавалось достаточно лаконичными средствами, и на росписях можно видеть лишь фигуру Христа и Лазаря, выходящего из пещеры. Однако со временем иконография усложнялась, появлялись детали, подробно иллюстрирующие Евангельский рассказ. На византийских и русских иконах, посвященных Лазаревой субботе, композиция достаточно сложная и многофигурная. Христа окружает множество народа, многие из людей обращены к Нему, но на лицах некоторых видно недоумение и сомнение. Перед Спасителем склоняются сестры воскрешенного Марфа и Мария.

Тропарь, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 2:
Всех радость Христос, / Истина, Свет, Живот и мира Воскресение, / сущим на земли явися Своею благостию, / и бысть образ Воскресения, / всем подая Божественное оставление.

Величание:
Ублажаем тя, / святый праведный Лазаре, / и чтим святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва(Песнь 1 канона):
Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса, мышцею высокою, и спасшему Израиля, яко прославися.
Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Мертва четверодневна воскресив Спасе мой Лазаря, тли изменил еси мышцею высокою, и показал еси яко сильный власть Твою.
Возгласив Лазаря из гроба, абие воскресил еси: но ад доле горце рыдаше, и стеня трепеташе, Спасе, власти Твоея.
Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек.
Марфины слезы и Мариины утолил еси Господи, из мертвых Лазаря воскресив Спасе, и показав одухновленна мертваго властию Твоею.
Законом естества человеча вопросил еси Владыко: где положен бысть Лазарь? Показуя всем Спасе, истинное еже к нам смотрение Твое.
Заклепы сокрушил еси тогда адовы, возгласив Лазаря, и державу стрясл еси борца, и покорил еси прежде Креста, трепетати Тебе едине Спасе.
Связня Лазаря, от ада держимаго Владыко, яко Бог предварил еси, и разрешил еси от уз: к Твоему бо вся Сильне, идут повелению.
Слава: Отца прославим, Сына, и Духа, Троицу нераздельную, во Единице Естества, и со ангелы Ю, яко единаго несозданнаго Бога славословим.
И ныне, Богородичен: Непреложно родила еси Дево Мати Создателя естества, от Святаго Духа по благоволению Отчу бывша еже есмы, кроме изменения и смешения.