Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы совершается в Православной Церкви 7 апреля по новому стилю.
Священное Писание о Благовещении
Апостол Лука, лично знавший Пресвятую Богородицу, подробно описал событие Благовещения, которое совершилось в Назарете, где Пречистая Дева Мария жила в доме Иосифа-обручника. Согласно рассказу евангелиста, Ей явился Архангел Гавриил и сообщил радостную весть о том, что у Нее родится Сын, Который станет Спасителем мира. Эти слова смутили Пречистую Деву, так как Она дала обет девства и не хотела его нарушить, но Посланник Божий успокоил Ее и сказал, что зачатие совершится таинственным образом, когда на Нее сойдет Святой Дух. Тогда Дева Мария со смирением принимает волю Божию, изъявив свою свободную волю на то, чтобы Боговоплощение совершилось через Нее. Богословы полагают, что именно в тот момент, когда Дева Мария исповедала свою веру и выразила согласие на совершение через Нее величайшего чуда, произошло непорочное зачатие.
Апокрифы о Благовещении
В апокрифической книге «Протоевангелие Иакова», созданной около середины II века и посвященной жизни Пресвятой Богородицы, также сохранились свидетельства об этом важнейшем в истории всего человечества событии. Литературный памятник не изменяет рассказа евангелиста Луки, но дополняет его деталями, многие из которых нашли позже отражение в иконографии праздника. Так, протоевангелие повествует о том, что в момент явления посланника Божьего Дева Мария ткала пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Однако красная нить в Ее руках, которую изображают на иконах, передает не только бытовую деталь, но имеет глубокую символику, так как указывает, что Воплощение произошло из чистых и девственных кровей. В других апокрифических сказаниях явление Архангела Гавриила произошло в тот момент, когда Дева Мария брала воду из колодца, и этот сюжет также известен в иконописи.
Икона праздника
Сюжет Благовещения появился в христианском искусстве достаточно рано, и первые иконописные композиции встречаются уже в катакомбах, что неудивительно, поскольку этот праздник особо важен для Церкви как начало спасения человечества. В изображении этого события раннехристианские художники опирались на свидетельства Священного Писания, а также на некоторые апокрифические тексты, повествующие о явлении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, во время которого он сообщил Ей радостную весть о рождении от Нее Спасителя мира. Все иконографические типы праздника Благовещения можно поделить на две основные группы. На иконах первого типа Богородица сидит, слушая обращающегося к Ней Архангела Гавриила. Начиная с XII века в иконописи появляются образы, восходящие к апокрифическим текстам, согласно которым Божия Матерь читала Священное Писание, когда Архангел обратился к Ней с радостной вестью. В западноевропейском церковном искусстве Архангел Гавриил нередко изображается с пальмовой ветвью или белой лилией, символизирующей чистоту Девы Марии. На более поздних иконах Божию Матерь писали с рукой, приподнятой в символическом жесте, который может истолковываться как принятие воли Божией или изумление от услышанного от Архангела Гавриила.
В византийском церковном искусстве на иконах Благовещения Пресвятую Богородицу нередко изображали стоящей перед Архангелом Гавриилом, что было связано с придворным церемониалом, когда повеления императора выслушивались стоя. Основные цвета одеяния Божией Матери на иконе Благовещения – это красный и синий, поскольку они символизируют соединение в Богородице приснодевства и материнства.
Тропарь:
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание:
Архангельский глас/ вопием Ти, Чистая:/ радуйся,/ Благодатная,// Господь с Тобою.
Молитва:
О, Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси? Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю,и вселися в Твою Богоблагодатную девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало свобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия, имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит». Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати. Сею первейшею добродетелию украшени, в пресветлый день сего праздника Твоего в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.