Крещение Господа нашего Иисуса Христа

on 17 Январь 2016
Крещение Господа нашего Иисуса Христа

До достижения тридцатилетнего возраста Спаситель находился в послушании у Пресвятой Девы Марии и святого старца Иосифа. Затем пришло время исполнить волю Отца Небесного по спасению рода человеческого, для чего Господь пришел к святому Иоанну Предтече принять Крещение.
Когда святой Иоанн Креститель еще издалека увидел идущего к нему Спасителя, желавшего принять Крещение, то почувствовал внутреннее откровение Святого Духа, находящегося в нем. Тогда будущий Креститель Господень сказал народу и находящимся рядом с ним ученикам, указывая на идущего к нему Господа и на Его особое предназначение.
В поведении Спасителя не было ничего, что свидетельствовало бы о Его Божественном происхождении. Когда Он подошел к реке Иордан, то с большим смирением простого человека обратился к Своему Предтече с просьбой креститься. Этой просьбой Он вызвал у Иоанна Крестителя чувство благоговейного ужаса, так как Тот, Кто сотворил небо и землю, склоняет перед ним Свою голову и просит о Крещении. Поэтому Предтеча Господень отвечает, что ему нужно креститься от Спасителя Святым Духом и выражает удивление, что Господь пришел к нему. В ответ Господь Иисус Христос сказал, что в принятии Крещения есть необходимость для исполнения правды. Таким образом, Тот, Кто облагает небо облаками, одевает единородных нетлением, — как поется в одной из служб предпразднства Богоявления, — обнаженный заходит в реку Иордан и погружается в нее. Святой Иоанн обычных людей держал в реке вовремя Крещения продолжительное время, чтобы они имели возможность назвать все свои греховные поступки. Спаситель является абсолютно безгрешным, и поэтому он не находился в воде долго, а сразу же после Крещения вышел из нее. В этот момент Спасителя в реке Иордан окружали воинства ангелов и с великим трепетом воспевали это дивное Таинство. А когда Господь Иисус Христос вышел из реки и обратился с молитвой к Богу Отцу, то произошло чудное явление: перед Ним открылось небо, святой Иоанн Предтеча увидел Божия Духа, сходившего на Господа Иисуса в образе голубя; был слышен с неба громогласный голос Бога Отца, называвший Спасителя Сыном Божиим.
Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением, так как при Крещении Господа Иисуса Христа были явлены все Три Лица Пресвятой Троицы.
По учению Православной Церкви целью Крещения Спасителя было сокрушение главы врагов рода человеческого, невидимых змиев, обитающих в водной стихии. Святой пророк Давид свидетельствует об этом в 73 псалме, когда говорит о том, что Бог стер главы змиев воде. Также Спаситель во время Своего Крещения взял на себя грехи рода человеческого. Он не столько очищался в Иордане Сам, сколько очищал наши грехи. Господь пожелал воскресить погребенный грехами Божественный образ в человеке, Он обновил и вдохнул жизнь в поврежденную человеческую природу, а чтобы каждый человек мог воспользоваться благодатными плодами Крещения Господня, Спаситель освятил все водное естество Своим Божеством через воды реки Иордан.
Благодатным даром Крещения Спасителя является то, что как в древние времена, так и сегодня, каждый раз во время празднования Крещения Господня или Богоявления происходит чудо, непонятное человеческому разуму. Во время освящения крещенской воды она приобретает целительные свойства для душ и тел человеческих. Причем это касается не только той воды, которая освящается во время праздника Крещения, но и той воды, которая освящается во время малого освящения в другие дни по необходимости. Также благодаря силе Крещения Спасителя во время совершения Крещения верующих христиан им дается особая благодать Святого Духа, которая омывает все грехи и возрождает человека к жизни в Боге и святости. Тот человек, который не принял Таинства святого Крещения, соответственно остается вне тела церковного, удален от Господа и спасения. Своим Крещением Спаситель Сам идет навстречу людям, чтобы их освятить и призвать ко спасению.

Тропарь, глас 1-й:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Молитва:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом лаговоление Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: «Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю», и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чающе свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства оспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.