Вербное воскресение также называют Неделей Цветоносной, а полное название праздника звучит: «Вход Господень в Иерусалим». Первый вариант названия связан с обычаем приносить в храмы и освящать ветви вербы, хотя в восточных странах используются пальмовые ветви.
История праздника. Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос совершил торжественный вход в город Иерусалим. Сына Божиего встречали как Царя Израилева: по дороге постилали ветви пальмы, одежды и громко возглашали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 1-8). Слово «осанна» в данном случае означает «слава» или «хвала». Большинство восклицавших надеялись, что великий пророк, каким они видели Христа, творящий чудеса и исцеления, возьмет на Себя земное владычество, послужит достижению благосостояния в материальном смысле. Поскольку целью проповеди и служения Спасителя было избавление людей от рабства греху, то эти надежды не были оправданы. Поэтому, через четыре дня, тот же народ осуждал Господа на крестные страдания и смерть.
Духовный смысл вспоминаемого события. Святитель Феофан Затворник, обращаясь к сердцам чад Церкви, пишет: «Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии святых таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!»
Люди, которые постилали ветви и восклицали славословие Сыну Божию, и современные христиане, пришедшие в церкви на праздник Входа Господня в Иерусалим имеют много общего. Практически каждый человек стремится к тому, чтобы достичь в этой жизни благополучия: физического, эмоционального, материального. Однако, часто забываем мы о том, что крестные страдания Спасителя являются не просто Его искупительной жертвой за грехи рода человеческого, но и примером для подражания. Без того, чтобы безропотно нести свой жизненный крест скорбей, тягот, лишений, отвержения своей воли, невозможно спасти свою душу и наследовать жизнь вечную. Сильная привязанность к земным благам может стать враждой против Бога, если не будет укрощена смирением, самоукорением и постоянным стремлением к достижению духовного совершенствования в Боге.
На протяжении всего Великого поста Церковь призывала людей к покаянию, то есть изменению своей жизни. Праздник Вербного воскресения служит предостережением к тому, чтобы мы не воспринимали Господа лишь в качестве Помощника в борьбе с житейскими неурядицами. В противном случае, без борьбы со своими греховными страстями и наклонностями, мы рискуем оказаться духовно осиротевшими как в этой временной земной жизни, так и в вечности. Страшнее этого состояния для души человека ничего быть не может.
Пост является не только ограничением своей плоти в излишествах, но и временем совершения особого духовного подвига, который заключается в подражании Самому Господу и следования по Его стопам. Христианин — это последователь Господа Иисуса Христа и Его учения. Впереди Страстная седмица, на которой вспоминается предательство Спасителя, Его страдания и смерть.
Во время совершения Таинства Крещения человека погружают в святую купель в воспоминание смерти Спасителя, то есть христианин символически спогребается Господу, умирает для греховной жизни. Выход из святой купели означает воскресение для жизни в Господе, свободной от страстей и злых поступков. Христианское звание ко многому обязывает, но истинное счастье возможно только в любви, отвергающей свою греховную волю, предпочитающую благо ближнего своему, прежде всего заботящейся об угождении Богу в лице окружающих людей.
Поэтому искренние христиане — самые счастливые люди. Их славословие Спасителю выражает надежду и веру в Его помощь в борьбе со страстями и достижении духовных, а не телесных благ, в первую очередь.
Тропарь, глас 1:
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, // благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6:
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти: // благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: // благословен Грядый во имя Господне.
Молитва (другой тропарь, глас 4):
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних, // благословен Грядый во Имя Господне.